ТЕХНИКА ВЫШИВКИ С БИСЕРОМ

 

Ахметова К.Б.

ЮКГУ им. М. Ауезова, г. Шымкент

 

Чтобы создавать по-настоящему красивые, имеющие художественную ценность изделия, начинающей вышивальщице необходимо развивать художественной вкус, иметь представление о композиции, сочетании цветов и многих других вещах, на первый взгляд могущих показаться не слишком важными, но на самом деле являющихся необходимыми для творческого подхода к вышивке бисером. Вот почему так важно научиться не только виртуозному владению иглой, но и выполнить завершенный эскиз, правильно построить композицию, сохранить целостность изображения. От  этого зависит успех всей работы.

Композиционная целостность изображения зависит от взаимоотношения  главного элемента с второстепенными, здесь важно помнить, что все фрагменты изображение являются элементами единого произведения. Главный элемент обычно размещается вблизи оптического центра композиции. Такая композиция называется центральной. Находящийся в центре предмет должен доминировать, выделяться исполнением, отделкой и тонкостью проработки деталей. Все остальные, дополнительные, элементы выполняются «в поддержку» главного. Их цель – усилить влияние центра композиции, почеркнуть его смысловую и  художественную нагрузку.

         При угловой композиции главный элемент размещается в углу изображения. При орнаментальной композиции «дорожка» зрительный образ строится на непрерывном изображении повторяющихся через определенные промежутки элементов. Повторение одинакового элемента в движении орнамента называется динамикой, а периодичность повторений — ритмом композиции. Создавая его, очень важно стремиться к тому, чтобы каждый повторяющийся элемент был идентичен предыдущему, так как от этого зависит восприятие узора. При необходимости следует прибегать к копировальной бумаге, перенося с ее помощью рисунок на плоскость. Если орнамент симметричный, желательно добиваться «зеркального отображения» обеих сторон изделия.

Существует множество видов орнаментальных полос — геометрические, растительные, геральдические, смешанные и.т.д. Встречаются в орнаментальных полосах и комбинации различных узоров. Орнамент должен соответствовать общей идее изделия, дополнять и подчеркивать ее, реализуя сюжетные мотивы и придавая настроение всему изображению в целом.

При свободной композиции не существует четких правил расположения элементов, но составление такой композиции требует наличия художественного вкуса и большого опыта работы.

Для успешной работы также необходимо иметь представление о стилизации элементов рассмотренных выше видов композиции. Выполняя орнамент, мастерица должна придать образам более простые формы, сохраняя характерные признаки. Изображение в орнаменте декоративно обобщается, отбрасываются мелкие детали с сохранением формы и пропорций частей изображения. Степень стилизации и декоративности определяется замыслом автора.

         Способствует успешной работе правильный подбор цветов, их удачное сочетание. Мы приведем лишь основные правила, благодаря которым ваша работа будет выглядеть  гармонично. Так, создавая вышивку, необходимо учитывать, что один и тот же цвет может казаться более или менее ярким сочетании с другими цветами. Любой цвет выглядит более светлым в окружении темного фона и наоборот. Исходя из авторского замысла, можно строить цветовую гамму композиции на контрастных или, напротив, гармоничных цветовых сочетаниях. Так как цветовая гамма бисера очень разнообразна, важно правильно подобрать оттенки и сочетания цветов, соответствующие идее произведения в  целом. При этом следует учесть, что бисер обладает чудесным свойством менять оттенки яркость, блеск, прозрачность при изменении освещения. Главным советчиком в подборе цветовой гаммы должны стать ваши фантазия и вкус. Со временем, освоив все техники и виды швов, вы сможете отступать от готовых схем и рисунков и создавать свои собственные модели и узоры, смело экспериментировать с материалами, техниками, цветами...

         Таким образом, прежде чем приступить к работе, необходимо тщательно обдумать ваш замысел, представить, как будет выглядеть готовое изделие, позаботиться о том, чтобы под рукой были все необходимые материалы и инструменты, и только после этого присту­пать к работе.

Итак, вы приготовились вышивать. При вышивке по канве обычно используются схе­мы для вышивания крестом. Если вы рабо­таете обычной нитью, завяжите на конце простой узелок. Если канва редкая, узелок можно сделать двойным.

Если вышивка производится по готовой схеме, работу обычно начинают с левой верхней клетки рисунка. Закрепите в ней нитку, сделав два-три маленьких стежка. К этой же клетке пришивается первая бисеринка. Выведите нитку на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы.

В каждом ряду направление пришивания бисеринок меняется: первый ряд вышивается слева направо, второй ряд справа налево и так далее: нечетный ряд- снова слева направа, четный-справа налево, при этом важно отметить, что наклон бисеринок  остается неизменным-слева направо. Все бисеринки обязательно должны измереть одинаковый наклон, иначе вышивка будет выглядеть неакуратно!

Литература

1.     Анна Гринченко. Вышивка бисером.- Москва, Эксмо. 2006

2.     Ателье. Журнал для тех, кто создает одежду.- Москва,04.2007. 14с.