Абдурахманова
И.В.
Ростовский
государственный экономический университет, каф. Теории и истории права и
государства, доцент
Правовая
доктрина большевизма: традиционализм или новационность?
Конституирование
в рамках российского геополитического пространства правового государства
актуализирует теоретико-методологическую и прикладную проблему преодоления
пережитков тоталитарного прошлого, в том числе и в ментальной сфере. Сохранение
в современном правосознании российских граждан характерных для тоталитарного
режима представлений о праве, законности, правовом статусе личности,
легитимности частной собственности, правосудии и деятельности
правоохранительных структур является важнейшим препятствием на пути
формирования институтов гражданского общества. Преодоление правонигилистических
установок предполагает всестороннее изучение факторов и предпосылок
формирования в российской социокультурной среде тоталитарного общественного
сознания.
В
современной юридической и историко-правовой литературе сложилось два основных
подхода к анализу предпосылок генезиса правовой культуры и правосознания
советского периода. Одни исследователи полагают, что формирование стереотипов
тоталитарного правосознания связано с реализацией большевистской
политико-правовой парадигмы, которая не позволила реализоваться
либерально-демократической альтернативе развития России в начале XX в. Другие ученые доказывают
преемственность политико-правовых установок монархической и постреволюционной
государственной власти.
Правовая
доктрина, реализуемая в соответствующей правовой политике, несомненно, являлась
важнейшим фактором, детерминировавшим типологические черты массового
правосознания в 1917-1921 гг., механизм и специфику его трансформации,
соотношение конструктивных и деструктивных правовых установок, приоритет тех
или иных моделей правового поведения обывателей, адаптивность правовых
представлений и установок к новым геополитическим реалиям. Вместе с тем ученым ещё предстоит
ответить на вопрос, представляла ли политико-правовая доктрина большевизма принципиально
новую трактовку взаимоотношений общества и государства и роли права в этих
отношениях.
Теория, идеология, политическая и правовая
практика большевизма были ориентированы на сочетание традиционных
российских элементов правосознания (эгалитаризма, коллективизма, соборности,
иррационализма, этатизма, патернализма, нигилизма, синкретизма и др.)
с этнонациональными, региональными, конфессиональными и иными
субкультурами. Марксизм заполнил конкретным политическим
содержанием русский общинный социализм, став в его большевистской интерпретации
«такой формой политического, в том числе и правового сознания,
которая соединяла в себе архетипические черты идеала будущего России с идеей
догоняющего развития, модернизации».
Правовая
доктрина большевизма, основанная на стремлении к тотальному разрыву с прежней
правовой системой и отрицавшая дореволюционное законодательство, проявилась в
период с Февраля по Октябрь 1917 г., став фактором активизации деструктивных
компонентов массового правосознания. Постоктябрьский период ознаменовался
переходом от «юридического анархизма к фактическому». Отрицая буржуазное право,
идеологи большевизма обосновывали идею отмирания права как рудимента буржуазной
формации и несовместимого с социализмом феномена. Руководители советского
государства были убеждены в том, что в социалистическом обществе не будет места
праву. Однако необходимость подавления оппозиции, обеспечения политического
господства и создания благоприятных условий для построения диктатуры
пролетариата обусловили пересмотр позиций относительно «ненужности» права после
пролетарской революции. На уровне государственной власти была признана
неизбежность формирования нового права, адекватного потребностям диктатуры
пролетариата и социалистического строительства. Среди представителей
марксистской юриспруденции получила распространение трактовка пролетарского
права как «особого, невиданного нигде права, права не в подлинном его смысле…,
а права пролетарского в смысле средства подавления сопротивления меньшинства
трудящимся классом». Анализируя концепции пролетарского права, В.С. Нерсесянц
доказывает «подавление в них правового начала», которое, по мнению
исследователя, «отчетливо проявляется в девальвации и релятивизации принципа
права» как такового. В этот период в теории права закрепляется ориентация на
«неправовое, насильственно-приказное, классово-диктаторское,
партийно-политическое, пролетарское право». Место закона как источника права
должно было занять революционное правосознание, которое было официально введено
в оборот Декретом о суде №1.
Целесообразность,
которая легитимизировала широкомасштабное применение террора, стала принципом
реализации права и правовой политики в целом. Мы придерживаемся мнения
исследователей, которые рассматривают террор в качестве «важнейшей ключевой
идеологемы, определившей возникновение, развитие и уникальность советского
социума». Н.А. Нейстат обоснованно полагает, что террор следует понимать «не
как отдельные акции (убийства, диверсии, захват заложников) и даже не как
массовые репрессии, официально санкционированные государством, а как «способ
управления социумом посредством превентивного устрашения». Комментируя
известное высказывание Д.И. Курского «там, где гремят пушки, молчит право»,
В.С. Нерсесянц категорически не соглашается с ним. «Получается, - пишет ученый,
- будто право было, но «молчало», поскольку гремели пушки. На самом деле право
«молчало», потому что его при «военном коммунизме» вообще не было, а так
называемое «пролетарское право» как раз продемонстрировало весьма наглядно свой
неправовой характер и свою насильственную антиправовую сущность».
Обосновывая
в качестве основной функции права классовое насилие, большевики создали
предпосылки для уродливого развития «восточного» начала при полном попрании
права. Как пишет В.А. Буков, большевистская элита культивировала ущербное и извращенное
правосознание, в котором не было места основам законности.
Несмотря
на принципиальное различие дореволюционных и постреволюционных
политико-правовых установок и на стремление новой власти к тотальному
разрушению старой правовой системы, можно обнаружить определенную
преемственность в правопонимании правящей элиты. Рассматривая в исторической
ретроспективе социально-правовой нигилизм государственных структур России, П.А.
Горохов обоснованно доказывает историческую преемственность
правонигилистических установок, исходящих от самой государственной власти как в
монархический, так и в постреволюционный период. Устойчивая нигилистическая традиция,
исторически присущая власть предержащим, культивировала негативное отношение
народа к закону.
Нигилизм
дореволюционной власти проявлялся в нежелании и в неспособности к
самоограничению властных побуждений, в запретительном понимании правовой нормы
и обвинительном истолковании задач правосудия, в систематическом нарушении
права и закона самой властью. Как пишет П.А. Горохов, большевики дополнили
традиционно-самодурский нигилизм власть предержащих новыми чертами. Они
модернизировали этатистские концепции права, перерядив их в марксистские
одежды. Для большевистской элиты было характерно такое же пренебрежение к
праву, как и для абсолютизма. Государство объявлялось высшей ценностью, а право
– ущербным, временным и эфемерным образованием. Но если в монархический период
нигилизм носителей государственной власти проявлялся ещё и в стойком убеждении,
что народ неспособен к самостоятельному правотворчеству и правовой жизни
вообще, то постреволюционные нигилисты, отрицая законодательство «свергнутых
правительств», возвели в абсолют волю господствующего класса, выраженную в его
классовом правосознании, санкционировав тем самым «революционное
правотворчество».
Как
пишет Э. Соловьёв, после переворота и прихода к власти большевиков правовой нигилизм
в России справлял свой триумф. Пренебрежительное отношение к формальному
закону, своеобразное понимание законности, подмена её революционной целесообразностью
неизбежно способствовали становлению тоталитарной системы. Будущая «свобода»
означала свободу при отрицании права, моральной автономии и утверждение
всепоглощающего, тотального коллективизма, господство коммунизированных средств
и форм жизни, плановой централизации, норм классовой целесообразности.
Придерживаясь концепции
преемственности в развитии дореволюционных и постреволюционных политико-правовых
форм, И.А. Шаповалов в своём диссертационном исследовании сформулировал
как общие типологические черты российской правовой системы, проявлявшиеся на
всех этапах историко-правового развития страны, так и особенности, связанные с
формированием советской правовой культуры. Исследователь подчеркивает, что в
России традиционно все сферы жизнедеятельности общества, включая и
государственно-правовую, были подчинены идеалу должного, обладающего тотальным
и универсальным характером. Он отмечает наличие бинарности правовой системы,
когда параллельно функционировали система обычного права и нормативно-правовые
акты. Государственный аппарат традиционно представляет собой «закрытую,
иерархически выстроенную корпорацию, призванную реализовывать свою версию
идеала должного. В качестве важнейшей типологической черты, как и другие
исследователи, И.А. Шаповалов называет нигилистические правовые установки,
отрицание закона как средства воплощения справедливости. Среди других характеристик
советской политической системы в 20-30 гг. следует назвать деформирование
общечеловеческих правовых ценностей и укрепление нового «социалистического
правосознания», крепившего тоталитаризм. Главная особенность советской
юридической системы заключалась в том, что она в целом не имела значения
самостоятельной, суверенной нормативно-ценностной регулирующей системы – такой,
какой «положено» быть праву в условиях современной цивилизации, что стало
фактором формирования революционного, а затем и социалистического
правосознания.
Библиографический список
1.Буков В.А.
От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков
тоталитаризма. М.,1997.
2. Гаджиев
К.С. Базовые принципы и пути преобразования российской политической культуры//
Научный альманах «Цивилизации и культуры». Вып.3. Россия и Восток:
геополитические и цивилизационные отношения. М.,1996.
3. Горохов
П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург,1998.
4. Евстратов
А.М. Правосознание и правовая культура в период формирования советского
государства в 20-30 гг. историко-теоретическое исследование. Дисс…..д.ю.н.
СПб.,2001.
5. Нейстат
А.А. Формирование правосознания и художественная литература в Советской России
в 1917-1929 гг. Уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспект.
Дисс….к.ю.н. М.,2000.
6. Нерсесянц
В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М.,1992.
7. Соловьёв
Э. Правовой н. и гуманистический смысл права //Квинтэссенция. М.,1990.
8. Шаповалов
И.А. Формирование правосознания в Советской России в 1917-1920 гг. Дисс….
к.ю.н. М.,2005.