педагогические науки/5. современные методы преподавания

 

 

Майдисарова Д.С.

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Казахстан

Средства  обучения проектированию и конструированию мультимедийных  образовательных систем  будущих информатиков

 

В данной статье рассматриваются средства разработки мультимедийных образовательных систем как объект и средство обучения будущих информатиков проектированию и конструированию мультимедийных образовательных систем.

 

В условиях постоянного совершенствования средств информатизации, когда быстрыми темпами развиваются электронные интерактивные средства с сенсорными свойствами, технологии беспроводных сетей и другие средства информационных технологий,  обучение студентов - будущих специалистов в области информационных технологий должно быть основано на принципах фундаментального и опережающего обучения [1]. Фундаментальное обучение студентов проектированию и конструированию мультимедийных образовательных систем предусматривает соблюдение педагогических, психологических и эргономических требований  к программам, используемым в образовании.

Учет данных требований предполагает отбор средств проектирования и конструирования мультимедийных образовательных систем с такими параметрами, как

- научно обоснованное содержательное наполнение системы,

- качество изображения графических объектов,

- дружественность интерфейса,

- эргономичность пространственного расположения объектов,

- эргономичность цветовой гаммы, разрешений изображения.

Исследование данных параметров и их оптимизация при разработке мультимедийных образовательных систем и  выборе средств проектирования и конструирования мультимедийных образовательных систем показала, что есть возможность согласовать указанные параметры с сенсорными возможностями обучающихся, исходя из возрастных характеристик восприятия объектов окружающего мира (цвета, формы, пространства).

Следует отметить, что средства разработки мультимедийных образовательных систем при обучении будущих информатиков проектированию и конструированию мультимедийных образовательных систем  выступают как объект и средство обучения.

Одним из современных средств разработки и использования мультимедийных образовательных систем является интерактивное оборудование и их программное обеспечение. В настоящее время подобное оборудование внедряется и успешно используется у профессионалов различных сфер во всем мире: в школах и ВУЗах, проектных организациях, государственных и бизнес-структурах, силовых ведомствах [2].

Известно, что интерактивное оборудование, чаще всего интерактивная доска (сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор) используется в учебных заведениях, благодаря достаточной простате использования (необходимо только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере).
         Однако, для полноценного их применения необходимо обеспечение мультимедийными образовательными системами, отличительной чертой которых должна быть интеграция анимации, графики, звука, текста, интерактивного интерфейса.

Одним из средств обучения проектированию и конструированию мультимедийных образовательных является анимационное программное обеспечение, которые предназначены двумерное и трехмерное проектирование.

Постоянное совершенствование средств мультимедиа предполагает учет специальных требований к анимационным программным пакетам. Однако на данный момент можно выделить ряд фундаментальных составляющих, обязательных к изучению:

1.                Различные форматы записи файлов.

2.                Конвертор для  перевода изображения в другой формат.

3.                Возможности видеоввода и обработки сканированных изображений, необходимых для проектирования и конструирования мультимедийных образовательных систем.

4.                Возможности варьирования сочетания разрешения экрана и количества цветов палитры.

5.                Возможность использования библиотеки текстур материалов, инструментов редактирования библиотечных и созданных проектировщиком новых текстур.

6.                Возможности использования графических инструментов для редактирования (кисти разного размера, зависящих от скорости движения мыши при рисовании, редактируемые распылители, градиентная закраска и закраска придающая изображению границы, инструмент замены цветов, позволяющий глобально или локально заменить один цвет на другой).

7.                Инструменты для проектирования и редактирования изображений (фильтры, маски, многообразие функций, предназначенных для создания спецэффектов, работы с несколькими слоями, инструменты сплайнового моделирования, микширования и использование ряда других технологий монтажа.

8.                Средства выделения фрагмента с краем, задаваемым "от руки", возможность растяжения, сжатия и поворота выделенных фрагментов (целлулоидов), введение прозрачного цвета. Эти средства проектирования и конструирования мультимедийных образовательных систем  - центральная составляющая инструментария компьютерной анимации.

9.                Использование технологии ключевых кадров и широкий набор средств автоматизации конструирования фильма.

10.            Использование поддержки создания титров и их оживления.

11.            Использование функций поддержки звука с возможностью синхронизации звука и изображения.

         Для проектирования и конструирования мультимедийных образовательных систем следует применять разнообразные инструменты рисования и оживления, средства управления их хранением на различных носителях информации. Управление хранением на различных носителях означает использование разнообразных способов сохранения и загрузки объектов, фрагментов, многокадровых целлулоидов, предназначенных для автоматизации работы компьютерного аниматора, дизайнера, а также достижения качества фильмов, флип-чартов. 

Наряду с возможными различными формами хранения объектов проекта, совместимость форматов изображений позволяет конструировать один фильм с помощью различных инструментальных программных средств, используя преимущества каждого из них. Это дает возможность проектировать и конструировать мультимедийную образовательную систему на более профессиональном уровне. Наличие встроенного конвертора форматов, дает дополнительные форматы к спектру доступных базовых форматов.

Применение фильтров для установки яркости, контрастности при проектировании и конструировании мультимедийных образовательных систем  допускает преобразование цветного изображения в черно-белое и работу с цветовыми моделями(RGB, HLS и CMYK), а также выполнение цветоделения в непосредственно в проекте.

При разработке проекта следует также использовать анимации, инструмент замены цветов, возможность построить плавный переход между двумя цветами, возможности настройки диапазонов цветов палитры и создания кластеров.

Одним из средств проектирования мультимедийных образовательных систем является язык программирования Object Pascal в среде Delphi, который позволяет включать такие мультимедийные объекты, как звуки, видео и музыку. Поскольку в основе идеологии Delphi лежит технология визуального проектирования и методология объектно-ориентированного программирования, предоставляющие при проектировании и конструировании большие возможности работы со звуком и анимацией.

Так, например, в набор средств для рисования и редактирования Delphi входят полотно (свойство Canvas), карандаш (свойство Реп), петь (свойство Brush) и некоторое количество примитивов (линий, прямоугольников, эллипсов и т.д.). Правда, свойством Canvas обладают далеко не все компоненты. В истности, этим свойством обладают компоненты: форма (класс TForm), таблица (класс StringGrid), растровая картинка (класс TImage), принтер (класс TPrinter). У карандаша и кисти можно менять цвет (Color) и стиль (Style), Этот набор инструментов позволяет создавать достаточно сложные рисунки математического и инженерного содержания. Работа со слоями позволяет накладывать одно изображение на другое, в том числе совмещать графику с видеоизображением, а сплайновое моделирование позволяет создавать гладкие редактируемые формы.

В Delphi для разработки мультимедийной программы используются два компонента: Animate и Media Player. Компонент Animate позволяет воспроизводить простую анимацию, кадры которой находятся файле с расширением .avi.  Компонент ТMedia Player дает доступ к набору подпрограмм, созданных Microsoft и называемых Media Control Interface (MCI).

Изучение выше указанных возможностей инструментов для разработки мультимедийного проекта позволяют студентам получить навыки работы с музыкой и звуком, необходимые для создания мультимедийных образовательных систем. 

Для полноценной реализации мультимедийных образовательных систем, студентам необходимо применять эти инструменты в соответствии с задачами пошаговой разработки мультимедийных образовательных систем:

-  четко отобрать теоретический и практический материал;

-  записать звук;

-  выбрать наиболее приемлемую программу создания видео роликов;

-  внедрить звук в файл;

- экспортировать  файл с видео роликом, при этом разрешение должно быть .avi.

-  внедрить видео ролики в программу.

 

Литература:

1.     Нурбекова Ж.К. Фундаментальное и опережающее обучение программированию студентов по специальности «Информатика»: дисс. …докт.пед.наук: 13.00.02- Алматы, 2007 –285 с.

2.     http://www.smarttech.com/