Педагогические науки / Методические основы воспитательного процесса.
Карутин Е.В., ст. преподаватель
Украинская Инженерная Педагогическая Академия
Национально-патриотические аспекты
воспитания детей
младшего школьного возраста
«Дети – цветы жизни…»
Цель этой публикации: В данной статье рассматривается проблема становления
человека и его нравственное воспитание в
современном мире.
Основные термины: Ребенок, национальное воспитание, Родина, семья, любовь.
В период становления
Украины, как независимого государства основным вопросом, конечно, является
вопрос ментальности, вопрос «національної самосвідомості». Страна, в которой нет армии,
экономики, политики, религии и образования обречена на гибель, а ведь
сегодняшние дети будут жить в этой стране. С какими знаниями они пройдут по
жизни? А ведь основную информацию они получают из телевизора, а там зачастую,
только лишь пошлость и насилие. И единственным ограничителем этого
информационного потока являются родители, но несчастным родителям, как всегда
некогда. И получается, что наша ментальность, в равной степени, как и ментальность наших детей, формируется, с
учетом западных ценностей, но уж ни в коем случае, не как ментальность славянского мира. Родителям, так
же как и педагогам, пора понять, что подготовка будущего специалиста в той или
иной области знания требует осмысления текущего момента. Требует анализа
сложившейся ситуации для того, что бы понять, что геноцид нации (причем не
только украинской) происходит именно в сфере культуры и образования. Родителям
нужно помнить, что они - главные учителя ребенка. Ведь они проводят с ним
больше всего времени с рождения и являются моделями поведения, общения и
реакций на жизненные ситуации. Они постоянно рассказывают ребенку истории
(словами или поведением), которые учат малыша ценностям, решению проблем,
отношениям и другим необходимым жизненным навыкам - полезным или нет. Поэтому
роль родителя - самая важная в жизни, т.к. именно она определяет будущее детей
- и, конечно, будущее всего мира.
Сама по себе семья представляет
собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы.
Для дошкольника семья является первой общественной средой. Семья как социальный
институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения,
регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими
родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные
традиции. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в
семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно
функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы
другие регулятивные механизмы. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности, а также способности саморазвиваться,
которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко,
как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную
добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность
человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов). Осуществляя свои функции, семейные
традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в
компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и
настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору,
направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.
Бороться с национальным
обезличиванием наших детей родители должны именно на этом пути: надо сделать
так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка,
вызывающие в нем умиление, восхищение, чувство красоты, любознательность,
великодушие, жажду подвига, — были национальными; и далее: чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих
славянских предков и приняли бы с любовью всю историю, судьбу и путь своего народа. В особенности следует
обогащать их следующими сокровищами:
Язык. Язык вмещает в себе таинственным
образом всю душу, все прошлое, и все творческие замыслы народа. Особенно важно,
чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно — на
третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен
не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором
обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внутренние
состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам до тех пор, пока он не
заговорит связно и бегло на своем национальном языке.
Сказка. Сказка будит и пленяет мечту. Она
дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности,
призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его
созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она
заселяет его душу национальным мифом,
исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ
схоронил свое вожделенное, свое
страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без
национальной сказки.
Поэзия. Стихи таят в себе
благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом,
заставляют ее прислушиваться к жизни вещей и людей, учат ее духовному восторгу. Как только
ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны
дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. В
меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать ребенку доступ ко
всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи и орнамента, от
пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа его всесторонне
раскроется для восприятия того, что впервые дали ей песня, сказка и поэзия.
История. Ребенок должен с самого начала
почувствовать и понять, что
он
славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын народа, имеющего
за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и
крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить
в ребенке уверенность, что история
народа есть живая сокровищница, источник мудрости и силы. При этом
национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: от
националистического самомнения и от всеосмеивающего
самоунижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых
сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все
источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к
своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История
учит духовному преемству и сыновней верности: а историк, становясь между
прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его
призвание. Тогда только он сможет быть истинным национальным воспитателем.
Армия. Армия есть сосредоточенная
волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего
народа, организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое
должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Дух воина, стоящего
на страже правопорядка внутри страны и на страже родины в ее внешних
отношениях, отнюдь не есть дух «реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают
иные даже сегодня. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей
высоте,— родина останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с
лица земли. Преподавать ребенку иное понимание значит содействовать этому
распаду и исчезновению.
Территория. Ребенок должен увидеть воображением
пространственный
простор
своей страны, это национально-государственное наследие Родины. Он должен
понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле
и от земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен
почувствовать, что его национальная территория добыта кровью и трудом, волею и
духом. Наш человек должен знать и любить просторы своей страны.
Хозяйство. Ребенок должен с раннего детства
почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его
почетность, его смысл. В ребенке должна проявиться склонность к добровольному,
творческому труду. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому
национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству как источнику
духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем
все это, значит заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного
патриотизма.
Таков дух национального
воспитания, необходимый каждому
здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого
духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального
благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству
удастся соблюсти священное начало Родины.
Список использованных источников:
1.И.А.
Ильин "Путь духовного обновления"
2.В.И.
Копалов, доктор философ. наук, профессор Уральского государственного
университета им. А.М. Горького «Русская национальная школа и ее традиции»
3.
И.А.Ильин «О национальном воспитании»
Заявка участника:
Ф.И.О. Карутин Е.В.
Научное звание: ст. преподаватель.
Домашний адрес: Донецкая обл., г.Славянск, пер., Виноградный 3, кв. 257.
тел: +380955029169
Служебный адрес: г.Славянск
Ул.Добровольского 1.
Украинская Инженерная Педагогическая Академия.