Марченко Антонина Павловна

Институт архитектуры и искусств ЮФУ

Условия проявления и развития творческих способностей у обучающихся

 

Сменившаяся парадигма образования в современной социальной ситуации России переводит внимание с подготовки «человека для общества» на подготовку личности, способной управлять своим развитием, способной творчески мыслить, в силу чего особым образом проявляется проблема поиска и выявления одаренных детей, а также их развития креативных способностей.

Этимологическое содержание термина «одаренный»  как определенного умения, как работы, не знающей отдыха значительно корректирует облегченное понимание одаренности как природного дарования.

Созданные методы выявления одаренности детей, такие как стандартизированные тесты, оценочные шкалы, систематизированное наблюдение и некоторые другие методы в выше изложенном смысле требуют дифференцированного подхода по отношению к способным, одаренным детям из различных групп населения [1, 2] с учетом выявления и таких качеств личности ребенка, как усердие, усидчивость, умение держать внимание и т.д. Вместе с тем,  подобный отбор не исключает обучение всех детей по творческим программам образовательных учреждений довузовского образования. 

Обучение детей по специальным программам (к примеру: художественная, творческая подготовка детей начальной школы) может служить одним из условий, при котором естественным образом проявляются неординарные способности у ребенка, элементы креативного творческого мышления, а также становится возможным их отбор. К таким программам, успешно реализованным на протяжении 20 лет институтом архитектуры и искусств Южного федерального университета, можно отнести программы архитектурно-художественного образования, нацеленные на развитие способностей пространственного мышления, графическое и колористическое проектирование среды, создание программного образа и т.д.

Анализ физиологических, мозговых основ архитектурной одаренности позволяет определить ее состав, включающий такие способности, как: способности к пространственному, образному мышлению, особую чувствительность к восприятию цвета, света, пропорциональных отношений, креативность как возможную вариативность, которые выявляются в архитектурном творчестве не автоматически [4], а в связи с реализацией специальных образовательных программ, сопровождаемых непрерывной психометрией, мониторингом психического развития обучающихся.

Несмотря на различные точки зрения на природу таланта (с одной стороны, как врожденного качества, то есть наследственную его обусловленность, с другой стороны, как результата его развития под влиянием обстоятельств жизни и целенаправленного воспитания) сегодня, не умаляя значение каждого компонента, подчеркивается их взаимодействие для развития творческих способностей. Творческие способности связываются с мозговой организацией креативности, что выявляет возможность особых условий гипнотического состояния, состояния алкогольного и наркотического опьянения, во время которых изменяется функциональная межполушарная асимметрия мозга [5]. На этой основе актуализируется целенаправленное индивидуальное воспитание в рамках творческих программ, использование при этом необходимых коррекционных методов. Условия реализации специальных творческих программ развития одарённости требуют не только  специализированную педагогическую составляющую, но и соответствующую направленность работы психолога, специализирующегося на работе с детьми, а в дальнейшем – подростками и молодёжью, проявляющими неординарные способности к творчеству, что, как выявляет современность становится проблемой. Реализация творческих программ теряет психологическую опору, возможность реального мониторинга психических изменений у обучающихся.

Анализ корреляционных зависимостей между свойствами темперамента в  сопоставлении результатов в группе практикующих архитекторов-преподавателей и в группе одаренных детей, готовящихся к поступлению в архитектурный вуз [5, С. 15-17], выявил изменение и преобладание в структуре творческих способностей зависимости от процесса взаимодействия индивида с предметным миром и социального окружения. Если у детей преобладают предметные свойства темперамента, то у группы, ориентированной на коммуникативную деятельность, связи с творческими способностями характеризуются социальной эмоциональной чувствительностью и социальной активностью.

Как свидетельствуют социологические исследования, половина опрошенных из числа молодежи чувствуют обман, ощущают манипулирование общественным мнением, произвол, игру на эмоциях людей, интриги, что закрепощает творчество и, следовательно, проявление таланта, одаренности, ставит под сомнение креативность мышления, приближая неврозы, психические расстройства. Возникает обязательное условие владения творческой личностью методами управления социальной ситуацией (см.: 5), что требует существенного изменения образовательного процесса одаренного человека. Исследования влияния традиций на личность, проведённые в 2006 году среди обучающихся в архитектурных классах образовательных учреждений, а также среди студентов архитектурного вуза,  выявили через образное отображение связей влияния отсутствие содержания традиций в общей массе респондентов, большую семантическую направленность, где личность превращается в знак, граничащий с точкой, карикатурность архетипных этнических и национальных ценностей. Отображение растворения личности в социальном пространстве, начавшееся ещё пятнадцать лет назад,  ярко отражено в работе пятнадцатилетней ученицы, положившей  в качестве программной основы поэтический образ японского поэта Таникава Сюнатро: «Я позвала людей–/И мир обернулся./Я же исчезаю…» (рис. 1).

 

Рис. 1

Экспериментальной формой такого творческого задания является  ориентация школьников – выпускников архитектурно-художественных классов на поиск тех чувств, которые сопровождают их при завершении обучения основной общеобразовательной школы и переходе к решающему этапу подготовки к началу обретения творческой профессии. Перед десятиклассниками встает задача духовной оценки пройденного жизненного пути, приобретенного опыта и чувственного ощущения тех качеств, которыми они обладают и которые переживают в настоящий момент, их поэтического, повествовательного, художественного образного изображения. Подготовительной работой могут быть программные задания для творческого изображения по следующей тематике: «Камень», «Одинокое дерево в окне», «Айсберг в океане», «Ветер в пустыне», «Слеза дождя» и т.п.

Такие задания у школьников данной категории (обучающихся по архитектурно-художественным программам) не вызывает затруднений, а только выявляют юношеский интерес познания себя, своей культуры. Это задание сопряжено с освоением учащимися собственной культуры, того, что берется ими из опыта прошлых культур, определение того, какое место они занимают в генеалогическом древе культуры своей семьи,  что могут внести в мир современной культуры. И как свидетельство этого появляются программные работы «Безжалостно время к людям и творениям их», «Бог, который упал», «Видимое благополучие». Вместе с тем, тематика создаваемых учащимися творческих работ, выражает их индивидуальные переживания после воспринятых ими различных событий, фактов, как показано было выше (молодые люди ощущают одиночество среди людей, несвободу, изнурительное напряжение и т. д.)

Конформизм, установка на запрет (табуирование) подавляет талант, сворачивая творческие способности, закрепощая проблески инициативы одаренного человека. Талант проявляется в свободном выборе. Только условие свободы не нарушает естественное взаимодействие творческой личности с социальным обществом [3].  И если мы хотим раскрыть талант к свободному творчеству, то должны быть адекватными свободе. Фундаментом такой свободы, свободы социальной, являются, на наш взгляд,  естественное, искреннее, бесхитростное, толерантное отношение к подопечному. Возникает проблема подготовки преподавателей по специальным программам на основе достижений нейролингвистического программирования, эриксонианских методов общения, аутотренинга, вооружающих современного преподавателя методиками раскрепощения личности обучаемого в процессе обучения, снятия напряжения, ликвидации стрессовой ситуации, направления учащихся  на поиск в себе неординарных способностей и их развитие на основе напряжённого труда саморазвития.

Но важно учитывать, что человек вообще, а художник, в частности, тем свободнее, чем рациональнее его действия, чем яснее он сознает преследуемую цель и чем сознательнее избирает адекватные ей средства (П.П. Гайденко). Данная мысль определяет условие рационального подхода в обучении способных, одаренных детей, получающих навыки естественного отношения к любым явлениям, любым проявлениям многообразия культуры, выработки толерантного отношения к ним. При условии свободы важным становится достижение такой расстановки сил в обществе, при которой происходит духовное освобождение творческой личности, сопряженное с ориентацией на высокие человеческие ценности, поиском и накоплением потенциала духовности, гуманного отношения к людям, потребностью созидательной деятельности.

Постоянный социологический опрос по проблеме «Вуз: состояние и перспективы», проводимый кафедрой философии и социологии архитектуры и искусства института архитектуры и искусства ЮФУ, начиная с 1999 года, показывает медленное изменение состояния переориентации целевых установок профессорско-преподавательского коллектива  и студентов: с установки первых, считающих основной целью образовательной деятельности в современной высшей школе приобретение специальности, профессии и установки опрошенной молодежи, отмечающей в образовательной деятельности с одной стороны, воспитание культурного интеллигентного человека, способствующего формированию интеллектуальной элиты страны. Наблюдается также некоторое несоответствие в определяемой цели воспитать делового, предприимчивого человека третьей частью преподавателей-респондентов и только одиннадцатой частью принимавших участие студентов.

Предметная ориентация детей сталкивается с проблемой нехватки у них аналитических навыков расширяющейся с помощью мультимедийных средств информационной, а  также адекватной научной рефлексии употребляемой понятийной базы. Проявление таланта, творческих способностей к тому же сопряжено с умением перевода слова, вербальной информации в образ. Условием проявления творческих способностей, креативного, абстрактного мышления становится обширное информационное поле гуманитарных наук. В свою очередь, в программах гуманитарного образования проявляется необходимость акцента на фундаментальных, базовых положениях, лежащих в основе открытий, идей, развитых человеческим обществом впоследствии. Современное информационное поле современного образования, особенно согласно образовательным стандартам третьего поколения, предоставляет большие возможности для создания вариативных креативных программ обучения. Но задачи совершенствования креативного мышления студентов в высшей школе могут получить подтверждение в случае их последовательной преемственной реализации в системе довузовской подготовки: в школах, лицеях, колледжах.титутаю.,,анстве ярко отбражено, граничащий с точкой, карикатурность архетипных ценност

Несмотря на существующую как за рубежом, так и в России  довольно обширную литературу, остаются еще непознанными законы творчества, не ясны механизмы связи восприятия с творчеством. Под творчеством понимается, как следует из энциклопедии и научной педагогической литературы, деятельность, порождающая нечто качественно новое, но и полезное. В этом смысле творчество связано со способностями обучающегося нестандартно мыслить и действовать, в результате чего рождается новое полезное решение, продукт деятельности, отличный от общепринятых стандартов. Более того, основой творчества является внутренняя мотивация, развитое воображение, дивергентное мышление (от лат. divergere – «обнаруживать расхождение»), воля, трудолюбие, усердие и деятельность. Этот психологический комплекс содержит центральную проблему восприятия человеком как элементов художественной культуры прошлого, так и их соотнесения с современными оценками.

Следовательно, творческие задания в в образовательном процессе могут нацеливать обучающихся на самостоятельную работу на основе соответствующих методов и приемов творческой работы. Такими приемами могут быть, например: отбор идей, образов; ассоциативная модель умственной деятельности, основанная на метафоричности (от гр. metaphora – «перенос»); проектирование. Но фундаментальным механизмом, связывающим людей и среду, историческую или современную, является процесс восприятия. Подходы к раскрытию механизмов взаимодействия человека с предметно-пространственной средой акцентируют внимание на том, что реакция человека, представляющего целостный механизм, включает познавательные и эмоциональные моменты и выражается в соответствующих изменениях тонуса. Будущая творческая деятельность в большой степени связана с окружающей средой и ее восприятием.  А восприятие окружающего мира с целью создания иной среды начинается с восприятия себя в культуре.

Это далеко не исчерпывающий ряд условий, проанализированных нами, акцентирует внимание на  спокойное, рассудительное, аналитическое восприятию возникающих в обществе процессов, их всесторонний анализ с целью создания адекватной обстановки, способствующей изменению современного человека третьего тысячелетия как творца, способного создавать инновации, сохраняющие мир и человечество в целом.

 

Библиографический список литературы:

1.     Горин Ю.В. Першенков П.П. О проблеме формирования творческой личности в системе «Вуз-школа» /Университетское образование: Сборник материалов IY Международной научно-методической конференции. Часть 1. 11-12 апреля  2000 г. - Пенза, 2000. С. 82-83.

2.     Горских М.А. Поиск и выявление одаренных детей. /Довузовское архитектурно-художественное образование и этап фундаментальной подготовки в вуз. Научно-методическая конференция: Тезисы. Информация.- Ростов-на-Дону: Рост. гос. архит. ин-т, 1998. С. 8-9.

3.     Марченко А.П. Преемственность в развитии культуры: классическая парадигма и современность. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук.- Ростов-на-Дону, 1998. С. 22-27.

4.     Полтавцева Л.И. Архитектурная одаренность и проблемы дифференциальной психофизиологии. /Архитектура, градостроительство и дизайн в проблемах практики и образования: Тезисы докладов YII научной конференции. – Ростов-на-Дону: Рост.гос. архит. ин-т, 1996. С. 45.

5.     Полтавцева Л.И. К вопросу о природных механизмах творческой одаренности. /Проблемы архитектурно-художественного образования. Довузовский этап и адаптация в вузе: Межвузовский сборник. - Ростов-на-Дону: Рост.гос. архит. ин-т, 1995. С. 10-21.

6.     Суггестивные методы (методы информационного воздействия на собеседника) во взаимоотношениях людей: Рабочая программа лекционно-практического спецкурса и опорные конспекты лекций./Сост. Марченко А.П. – Ростов-на-Дону: Рост. гос. архит. ин-т, 1997. 34 с.