Чувильская Елена Александровна,
аспирант
Тюменский государственный университет
Факультет Романо-германской филологии
Кафедра английского языка
Гипертекст как явление ситуации постмодернизма
Появление и активное
развитие компьютерных технологий и, прежде всего, глобальной информационной
сети Интернет вносят радикальные изменения в традиционные формы подачи и
восприятия текстовой информации. Средством для реализации преобразований
традиционного линейного текста служит такая реалия современности как гипертекст.
Впервые концепцию
гипертекста выдвинул Рузвельта Ванневар Буш в 1945 г.
в статье «As we may think» [Bush 1945]. Непосредственно термин гипертекст был введен Т. Нельсоном в
1965 г.. Под гипертекстом он понимает «непоследовательную запись
– текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать…» [Nelson, цит. по: George P. Landow 1994].
Практически
параллельно с Т. Нельсоном термин гипертекст употребляется другим автором в
пределах иной концепции для описания совершенно отличной реалии. Представитель
французского структурализма Ж. Женетт издает в 1982
г. работу «Палимпсесты: литература второго уровня» («Palimpsestes: la literature au seconde degré»),
посвященную исследованию транстекстуальных отношений.
В названном труде автор определяет гипертекст как «любой текст, произведенный
от предшествующего текста путем прямой трансформации (трансформации просто)
или непрямой трансформации (имитации)» [Женетт 1982, цит. по: http://www.lycee-chateaubriand.fr/cru-atala/publications/hutcheon.htm.]. Следует заметить, что Ж. Женетт употребляет термин «гипертекст», не ссылаясь на концепцию Т. Нельсона. Понятию
гипертекстуальность в том смысле, который в него
вкладывал Нельсон, соответствует транстекстуальность Женетт как взаимоприсутвие двух
или нескольких текстов вообще. Ясно лишь то, что тот и другой автор при создании понятия
гипертекста подверглись влиянию идей представителей деконструктивизма
и постмодернизма: Ж. Деррида («нелинейное письмо»),
Ю. Кристевой («диалог между текстами»). Прообразом
современного гипертекста следует также считать идею «диалога» М.М. Бахтина.
В
настоящее время гипертекст рассматривается, по определению Ю. Хартунга и Е. Брейдо, как «средство нелинейного представления
информации» [Хартунг 1996]. Формулировкой, наиболее
полно раскрывающей концепцию гипертекста, является, на наш взгляд, дефиниция,
предложенная М.М. Субботиным в статье «Новая форма письменной
коммуникации»: «Гипертекст - соединение
смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и
технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать
структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными
элементами» [Субботин 1994].
Гипертекст,
разрушающий линейность, детерминированность и однозначность передаваемой
информации, оказался инструментом, чрезвычайно созвучным постмодернистской
ситуации и наиболее адекватно представляющим новые взаимоотношения с
реальностью.
Признаваемые
всеми теоретиками такие признаки гипертекста, как нелинейность, фрагментарность
и принцип монтажа, игра означающего, незаконченность, открытость, диалогизм, мультимедийность,
интерактивность, изменение отношения «автор-читатель» и их функций,
виртуальность (А.Н. Баранов, Р.К. Потапова, У. Эко, Л.В. Эпштейн, Г. Рябов,
М.М. Субботин, О.В. Дедова, М. Визель, А.Андреев и
др.), неоспоримо превращают гипертекст в феномен постмодернизма и требуют их
анализа в тесной связи с данной эпохой.
В 70-80-е годы закладываются основы и разрабатываются
теоретические положения постмодернизма. Однако в данный период понятие
постмодернизма прилагалось почти исключительно к Западу. В это время появляются
работы таких авторов, как Л. Фидлер, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар, Ч. Дженкс, Ж. Делез и Ф. Гуаттари, М. Фуко, Ж. Деррида, Р.
Барт, Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева , Ж. Женетт и др. В
Россию постмодернизм входит в конце 80-х – начале 90-х годов. Среди первых
ученых, специализирующихся на изучении постмодернизма в России следует отметить
М. Липовецкого, И.П. Ильина, Н.Б. Маньковскую,
М.Н. Эпштейна, В. Курицына, И.С. Скоропанову, В.П.
Руднева.
В настоящее время
приводится множество определений постмодернизма, но отсутствует их
однозначность, поскольку понятие (как и
явление) находится в стадии
формирования. И. Хассан дает одну из наиболее четких
характеристик постмодернизма, называя ряд его признаков: 1) неопределенность,
культ неясностей, ошибок, пропусков; 2) фрагментарность и принцип монтажа; 3) «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами;
4) «все происходит на поверхности», отсутствие психологических и символических
глубин; 5) «мы остаемся с игрой языка», без Эго: молчание, отказ от мимезиса и изобразительного начала; 6) положительная
ирония, утверждающая плюралистическую вселенную; 7) смешение жанров, высокого и
низкого, стилевой синкретизм; 8) театральность современной культуры, работа на
публику,; 9) срастание сознания со средствами коммуникации, способность
приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними [Хассан, цит. по: Визель 1999].
Сопоставляя
структуру и особенности гипертекста и характеристики постмодернизма, а также их
хронологические рамки, считаем правомерным рассмотрение характерных свойств
гипертекста в параллели с идеями
теоретиков постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистского комплекса. «Безграничные возможности
для культурной дифференциации, полифоничность, шизоидность Интернета, отсутствие иерархии, «виртуальная
смерть автора», частичная автодеконструкция текста,
попавшего в гипертекстовую среду, - все это
создает ощущение, что только в Интернете по-настоящему выполняются все
пункты постмодернистской программы» [Корнев 1998]. Рассмотрим
подробнее характерные признаки гипертекста (классификация наша).
1.
Нелинейность
Первостепенным свойством
гипертекста является нелинейность, непоследовательность построения и восприятия
информации. «В «чистом» гипертексте нет иерархической структуры, нет
фиксированного начала и конца; здесь нет и замкнутости, присущей обычному,
линейному тексту» [Субботин 1993]. Одним
из теоретических основоположников идеи нелинейного письменного текста принято считать Ж. Деррида.
В работе «О грамматологии» (1967) автор указывает на
то, что «то, с чем имеет дело
современное мышление, не может быть представлено на письме линейно, в форме
книги». Нелинейное письмо станет, уверен Деррида,
реальным фактом культуры, представляющем собой «странствование в некотором
смысловом пространстве, игру переходов в нем» [Деррида
2000]. В основе идей Деррида о пути преодоления
линейного письма лежит диалогическое мировоззрение М.М. Бахтина, критиковавшего
монологизм линейного текста [Бахтин 1979].
Создание концепции
гипертекста позволило реализоваться идее нелинейного письма. Нелинейность
гипертекста выражается, согласно О.В. Дедовой, в невозможности следовать
изначально заложенному порядку информационных единиц, угадать авторскую логику
в последовательности изложения, в отсутствии начала и конца [Дедова 2001].
Барт в работе «S/Z» (1970) дает характеристику идеального
текста-письма, поразительно похожую на описание нелинейности гипертекста [Барт 1993].
Нелинейность
позволяет обозначить гипертекст, по мнению Анны-Мари Буасвер,
«лабиринтом, куда читатель погружается и где теряется от выбора к выбору, от линка к линку, читая лишь часть
текста» [Буасвер 2002: http://www.lycee-chateaubriand.fr/cru-atala/publications/hutcheon.htm.]. Лабиринт, как и сам
гипертекст, олицетворяют неопределенность, недетерминированность,
что характеризует и постмодернистскую ситуацию. Видение мира как хаоса, мира децентрированного получило название постмодернистской
чувствительности. Метафорой постмодернистского освоения мира как хаоса стала ризома Ж. Делеза и
Ф. Гуаттари. Ризоматическая
модель мира представлена в работе «Ризома» (1976).
Первые появившиеся гипертексты (имеющие определенную иерархию) можно
сопоставить с мочкообразным корнем: «…главный корень
сделал выкидыш или разрушился в своем окончании, породив множество бурно
развивающихся вторичных корней… От этого единство не исчезает, существуя как
прошлое и будущее, как возможное». «Чистые», лишенные иерархии гипертексты
сравнимы с ризомой: «… в ризоме
нет участка, который был бы для какого-то другого участка корневым, осевым или
находился бы по отношению к нему в метапозиции… В
этой системе невозможно выделить центр, вечно плывущий и уплывающий» [Делез, цит. по: Курицын 2001].
2.
Гипертекстуальность
Специфику
поведения письменного текста в гиперсреде принято
обозначать понятием гипертекстуальности [Landow
1993]. Под гипертекстуальностью понимается, согласно
О.В. Дедовой, «совокупность специфических особенностей гипертекста в изложении,
структурировании и организации доступа к информации» [Дедова 2001].
Как
правило, линейный текст не подвергается простому формальному членению на отрезки, обладающие смысловой законченностью, целостностью и
когерентностью – теми требованиями, которые предъявляются к отдельным информационным единицам
гипертекста. Кроме того, необходима реализация системы гиперссылок.
Для выявления
специфики построения и восприятия гипертекста интересным представляется
соотношение понятий гипертекстуальности и интертекстуальности.
Принцип интертекстуальности основан на «идее диалога» М.М. Бахтина
и введен постструктуралистом Ю. Кристевой.
Данный принцип подразумевает такое свойство письменного текста, как реализацию
в нем совокупности ранее созданных текстов, которая может осуществляться даже
независимо от воли автора. Идея интертекстуальности
стала основной концепцией постмодернизма. Каноническую формулировку интертекстуальности и интертекста
дал Р. Барт: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных
уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и
тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань,
сотканную из старых цитат» [Барт 1973]. Тем самым интертекстуальность разрушает границы традиционного
письменного текста, его замкнутость и конечность, то есть воплощает те же
принципы, что лежат в основе гипертекстовых технологий: бесконечность и
открытость, базирующиеся на множестве интерпретаций. Гипертекст в этом смысле
может быть соотнесен с «идеальным текстом» Р. Барта.
В результате правомерно сказать, что гипертекстуальность
является воплощением идеи интертекстуальности. Однако данные понятия не идентичны. О.В.
Дедова видит главное их отличие в стремлении гипертекста к экспликации
имплицитно заложенного смысла, демонстрации связей, вне системы которых он не
существует.
Интересное мнение по
поводу соотношения рассматриваемых понятий высказывает С. Корнев. Гипертекст,
по мнению теоретика, «сшивает текст с другими, внешними ему текстами». Гипертекстуальность есть «проявленная интертекстуальность,
сделанная зримой и общедоступной. С помощью гиперссылок можно ненавязчиво
«пришить» к тексту весь его культурный контекст. С этой точки зрения Интернет
может дать нам «интертекстуальность для дураков»,
«имплантированную интертекстуальность» - по контрасту
с естественной, заключенной в самом тексте» [Корнев 1998].
3.
Открытость, незавершенность
Все
вышеназванные характеристики электронного текста (гипертекстуальность,
нелинейность, неиерархичность), а также возможность интерактивного общения
автора и читателя лежат основе реализации принципа открытости и
незавершенности.
Проблема незавершенности текста наглядно представлена
в работе Р. Барта «S/Z» (1970). Автор, характеризуя
текст-письмо («идеальный текст») как «пронизанный сетью бесчисленных,
переплетающихся между собой внутренних ходов» и не имеющий границ, вводит
категорию множественности и смысловой вариативности. «Этим сугубо множественным
текстом способны завладеть различные смысловые системы, однако, их круг не
замкнут, ибо мера таких систем – бесконечность самого языка» [Барт 1993].
Утверждение о
существовании «текста без границ» наблюдается и в трудах Ж. Деррида
«О грамматологии» (1967), «La Disseminnation» (1972). «Идеальный текст»
Деррида представляет как множество уже созданных
текстов, которые не выстроены в линейную последовательность и в то же время
образуют нечто единое, пересекаются друг с другом, переходят друг в друга. В
совокупности текстов, по мнению Деррида, можно
двигаться непрерывно, «следуя бесконечным отсылкам следов мысли друг к другу»; «силой мысли и
воображения разрушается фактическая линейность и замкнутость реальных текстов»
[Деррида 2000, цит. по:
Субботин 1993]. С созданием гипертекста идеи Р.Барта
и Ж. Деррида смогли быть реализованы.
4.
Изменение позиции автора и читателя
Появление и
распространение гипертекста оказало существенное влияние на традиционные
отношения автора и читателя. Изменение авторской и читательской позиций в
гипертекстовом пространстве неотъемлемо связано с контекстом постмодернистской
ситуации.
Постмодернистская
концепция текста как интертекста, «текста, сотканного
из цитат», выносит на первый план проблему автора, который утрачивает
традиционные функции. В 1968 г. публикуется статья Р. Барта «Смерть
автора». Двумя основными факторами удаления автора Р. Барт
считает изменение временной перспективы (изживание идеи линейности, в рамках
которой автор предшествует тексту) и то, что текст представляет собой
многомерное пространство, состоящее из цитат, отсылающих ко многим культурным
источникам. Барт делает вывод о том, что «источник
текста находится не в письме, а в чтении». Вся множественность значений текста
фокусируется в читателе. Однако, «рождение читателя приходится оплачивать
смертью автора» [Барт 1994]. Сходная интерпретация
автора представлена в статье М. Фуко «Что такое автор?» (1969) [Фуко
1996/1977]. По оценке Ю. Кристевой, автор становится
«кодом, не-личностью, анонимом» и «стадия автора» -
это в системе отсчета текста «стадия нуля, стадия отрицания и изъятия» [Кристева 2000].
Таким образом, в
постмодернистском тексте автор деперсонифицируется, а
сам текст наделяется характеристиками многомерности смысла, позволяющей не
учитывать замысел автора. Возникновение смысла реализуется путем ориентации на
читателя. То есть, происходит переориентация с фигуры автора на фигуру
читателя, обладающего свободой и интеллектуальной самостоятельностью. Читатель
занимает активную позицию. Он становится «искушенным читателем» и носителем «интертекстуальной энциклопедии» [Эко 2005]. «Диалог»
автора, текста и читателя становится своеобразной игрой, «бесконечным полем для
игры письма» [Перрон-Муазес, цит.
по: Современное зарубежное литературоведение]. «Идеальный» постмодернистский
читатель должен, как отмечает У. Эко в «Заметках на полях «Имени Розы», должен
быть «сообщником», готовым играть в игру, предложенную автором; читателем,
который станет добычей текста [Эко 2000], однако читатель не может использовать
текст так, как ему хочется, но лишь так, как сам текст хочет быть
использованным [Эко 2005]. Участвуя в
игре, предлагаемой ему автором и текстом, читатель (как и сам автор) попадает в
виртуальную реальность, гиперреальность (термин Ж. Бодрийяра).
5. Мультимедийность
(«гипермедийность»)
Гипертекстовые
технологии предоставляют возможность представления информации разными
способами. Они позволяют связывать в осмысленное целое на основе эксплицитно
выраженных внутренних связей как собственно печатный текст, так и аудио- и
видеозаписи, фотографии, иллюстрации, анимацию и т.д. Данное свойство гипертекста называется мультимедийностью. Штефан Мюнц, однако, предлагает в статье «Дефиниции гипертекста»
(2001) употреблять для обозначения
названного свойства гипертекста термин «гипермедийность»
[Мюнц 2001].
Соединение в
гипертексте различных средств передачи информации соответствует некоторым
принципам постмодернистской ситуации. Так, М. Визель,
сопоставляя признаки постмодернизма, выделенные И. Хассаном
(см. выше), и концепцию гипертекста,
заключает, что три последних характеристики выражают то же самое, что мультимедийность и разнородность [Визель
1999]. Рассуждая о сознательном эклектизме постмодернистского текста,
литературовед О.В. Богданова, использует метафорическое обозначение
«эстетический фристайл». Правомерным будет применение данного определения и к мультимедийности гипертекста.
Итак, рассмотрение наиболее существенных признаков
гипертекста в рамках теории постмодернизма позволяет сделать вывод, что
гипертекст действительно реализует концепции теоретиков постмодернизма и
отражает реалии постмодернистской
ситуации.
Литература
1.
Барт Р. S/Z / Р. Барт. – М.: ,1993.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика.
Поэтика / Р. Барт. – М.: Прогресс: Универс, 1994 . – 616с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного
творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство ,1979. – 423с.
4. Дедова О.В. Лингвистическая концепция
гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма / Дедова О.В. //
Вестник Московского ун-та. Сер. 9, Филология. – 2001.- №4. – С. 22-36.
5. Деррида Ж. О грамматологии
/ Ж.Деррида. – М.: AA Marginem, 2000. – 512с.
6. Корнев С. «Сетевая литература» и
завершение постмодернизма: Интернет как место обитания литературы / С. Корнев
// Новое литературное обозрение. – 1998. - №32. – С. 29-47.
7. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман /
Ю. Кристева // Французская семиотика: от
структурализма к постструктурализму. – М.: Прогресс,
2000. – С.139.
8. Сетевая
словесность [электронный ресурс]. – www.netslova.ru
9. Фуко М. Что такое автор? / М. Фуко //
Воля в истине: Пот ту сторону знания, власти и сексуальности. – М.: Магистериум, Касталь, 1996. –
448с.
10. Хартунг Ю. Гипертекст как объект
лингвистического анализа / Ю. Хартунг, Е. Брейдо // Вестник Московского ун-та, Сер. 9, Филология. –
1996. - №3. – С. 61-77.
11. Эко У. Собрание сочинений в 3т. / У.
Эко. – СПб.: Симпозиум. – Т.1. – 2000. - 685с.
12. Эко У. Роль читателя: исследования по
семиотике текста / У. Эко. – СПб.: Симпозиум, М.: Изд-во РГГУ, 2005. – 502с.
13. Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и
гипертекстовые системы / В.Л. Эпштейн [электронный ресурс]. – http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm.
14. Bush W. As we may think / W. Bush [электронный ресурс]. – http://www.isg.sfu.ca/uchier/misc/hypertext_review/index.html
15. Landow G. P. Hypertexte : The
Convergence of Contemporary Critical Theory & Technology / G. P. Landow [электронный ресурс]. –
http:www.stg.brown.edu/projects/hypertext/landow/ht/contents.html
16. Boisvert A.-M. Littérature électronique et
hypertexte / A.-M. Boisvert [электронный ресурс]. – http://www.lycee-chateau-briand.fr/cru-atala/publications/hutcheon.htm
17. Münz
S. Définitions sur l`“hypertexte“ / S. Münz [электронный ресурс]. – http://fr.selfhtml.org/introduction/hypertexte/definitions.htm
18. Современное
зарубежное литературоведение: страны Зап. Европы и США: концепции, школы,
термины: Энциклопедический справочник. – М.: Интрада.-
ИНИОН, 1996. -320с.