Володарский Андрей

научный руководитель: к. иск., доцент Изварина Е.Н.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского, Украина

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ВЗГЛЯДЫ ФОМЫ АКВИНСКОГО

 

Завоевание германцами и вандалами  Западной Европы привело к упадку культуры с VI по VIII век. Центральной фигурой, способствовавшей новому подъему культуры, стал Карл Великий, провозгласивший себя императором Священной Римской империи. Начинается период, впоследствии получивший название «каролингское возрождение», а с ним и оживление интереса к философии. Схоластика берет свое начало от  учения философа Эриугена, которого пригласили ко двору короля из ирландской монастырской школы, нетронутой варварскими завоеваниями, и сохранившей традиции латинской и греческой образованности.

«Схоластика» означает «школьная» от латинского слова scholе, происхождение которого объясняется тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях.

Становление данного учения завершилось развитием двух проти­воположных друг другу ее интер­претаций: версий аверроизма и то­мизма, автором которой был Фома Аквинский. Томизм (от латинского Thomas — Фома) стано­вится для схоластики единственно верным учением, вытеснив аверроизм за пределы законности. Фома Аквинский получа­ет титул "Ангельского Доктора", а в последствии причисляется к лику святых.

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов и многих других мыслителей.

Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" ("Сумма философии"), а также другие произведения.

 Говоря о человеке, Фома Аквинский подчеркивает, что в творении Бога он занимает особое место. Человек, утверждает философ в труде «Сумма теологии», является единством тела и души, как формы тела; таким образом заключая в себе два мира – материальный и духовный.

Тело – основная составляющая человека, именно оно является «принципом индивидуализации», отличая людей друг от друга. В то же время душа не признается Фомой за самостоятельную сущность, а для ее совершенства требуется соединение с телом. Таким образом философ подтверждает свою мысль о воскрешении во плоти.

Говоря об отличии человека от животного, Фома Аквинский утверждает, что людям присуще наличием способности познания, а следовательно - способность совершать осознанный выбор. Именно интеллект и свободная воля – источники истинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество, по мнению философа, принадлежит интеллекту. Это Фома объясняет тем, что воля следует за интеллектом, который представляет для нее блага. Однако при определенных обстоятельствах на первый план выходит волевое усилие.

Фома утверждал - будучи первопричиной всех вещей, Бог, в то же время, является конечной целью их устремлений. Конечной целью благих человеческих действий является достижение блаженства,  состоящее в созерцании Бога. Все остальные цели оцениваются в зависимости от их направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло.

 Вместе с тем, Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных форм блаженства. Началами нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Фома анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо) и противостоящие им пороки, следуя традиции Аристотеля. Одновременно философ подчеркивает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей необходимы «дары, блаженства и плоды Святого Духа».

Именно Фома Аквинский ввел понятия веры, надежды и любви  как основные теологические добродетели. Вслед за ними идут благоразумие и справедливость, мужество и умеренность, с которыми связаны остальные добродетели.

Рассматривая учение Фомы Аквинского в ретроспективе, можно утверждать, что оно оказало огромное влияние на культуру своего времени. Во-первых, благодаря ему в истории европейской культуры не "прервалась связь времен". Схоластика и Фома Аквинский как ее идеолог, явилась звеном преемственности, сохранив и передав многие учения античного фи­лософии. Во-вторых, Фома внес серьез­ный содержательный вклад в разви­тие европейской интеллектуальной традиции как в области логики (ста­новление европейского стиля мыш­ления), так и содержательно. Вплоть до эпохи Просвещения философия пользовалась категориальным ап­паратом, во многом разработанным именно в рамках учений Фомы Аквинского, многие схоластические термины во­шли в обиход в формах современного философство­вания, как, например, понятие интенциональности.

Труды Фомы Аквинского, получившие развитие в рамках философского направления, именуемого "томизмом", оказали некоторое влияние на развитие новосовременной мысли (особенно явное у Лейбница).

Наконец, томизм не только выступает основой неосхоластики, но и официально признан "единственно истинной философией католицизма", выступающей как неотомизм.