Философия/1. Философия литературы и искусства
Коннов А.Ф.
Государственная академия жилищно-комунального
хозяйства, г. Киев
Духовные доминанты художественного стиля
Достаточно апробированным на сегодня является
понимание художественного стиля как системы особенностей, принципов построения
формы произведения искусства, в которых выражается определенное содержание.
Такие особенности называют доминантами стиля. Примером может быть известный ряд
«основных понятий» истории искусства Г.Вельфлина:
линейность и живописность, плоскостность и глубина, закрытость и открытость,
фрагментарность и целостность, симметричность и асимметричность. Факт
согласованности содержания произведения и его стилевых доминант является
известным и признанным в «научном сообществе». Однако, стиль рассматривается
(сознательно или нет) в первую очередь как система формальных свойств. Действительно, «линейность», «открытость» и
т.п. - суть особенности формы. И, несмотря на декларативное признание
корреляции стиля и идейного содержания произведения, их рассматривают либо
изолированно, либо связь между ними устанавливается внешне и произвольно. Все охотно признают, что стиль и
содержание нераздельны, писала по этому поводу С.Зонтаг,
тем не менее, в критической практике «старая
антитеза» продолжает оставаться фактически неопровержимой [1, с. 22]. Таким
образом, имеется «разрыв» между формальным и содержательным измерениями стиля.
Последнее обстоятельство приводит к тому, что характер связи между формой и
содержанием «выпадает» из поля зрения исследователей. Остается не освещенным,
как именно содержание обуславливает особенности формы, какие именно
содержательные компоненты приводят в движение те или другие стилевые доминанты.
Например, какие именно черты мировоззрения (пессимизм, требование новизны или
что-то другое) приводят к возникновению, скажем, «открытости» формы. По нашему
мнению, одной из актуальных задач философско-эстетического анализа стиля является
установление соответствия между формальными стилевыми доминантами (линейность и
живописность, плоскостность и глубина, тип художественной условности,
монументальность и камерность и т.п.) и духовными компонентами, которые
воплощаются в произведении. Концентрация исключительно на внешних элементах стиля
и недостаточное внимание или же неверная интерпретация его духовных измерений
часто приводит к неадекватному (дискуссионному) толкованию художественного
процесса.
Попытки преодолеть «разрыв»
содержания и формы в стилевом анализе предпринимались ранее. Наверное, наиболее
интересный и ценный вариант предложил А.Лосев [2]. Он вводит понятие «структурный
термин», в котором пересекаются принципы построения художественной формы и
онтологические понятия. К структурным терминам относятся: мера (meros), соответствие (symmetria),
равное (isos), середина (mesos),
количество, равновесие и др. Перечисленные категории используются в философии,
геометрии, арифметике, акустике, физике. Структурные термины вмещают
теологическое, онтологическое, аксеологическое и
естественнонаучное содержание. Кроме того, они выражают принципы создание формы
произведения искусства, т.е., стилевые доминанты.
А.Лосев попадает в самый центр
проблемы. Кажется, что желать лучшего уже нельзя. Действительно, античность использовала
термин «мера» для формулирования и закона природы, и этического принципа, и
эстетичной нормы. Подобные термины были «синкретичными», они касались
мироздания в целом. Но, ощущение тождественности закона природы, этического и
эстетичного принципов характерно для «архаичного» мышления. Способна ли так мыслить
современность? Указанная специфика древнегреческой ментальности воплощалась в
словосочетаниях такого рода: «квадратный человек» в значении «добродетельный» (квадрат
имеет равные стороны, а справедливость - это соразмерная отплата). Наше время,
как известно, не продуцирует ничего подобного. «Мера», «симметрия» и т.п.
сейчас воспринимаются как понятия, касающиеся чего-то сугубо внешнего, т.е.,
формы. По нашему мнению, пока категории анализа стиля будут вызвать ассоциации только
с формой, признание единства содержательного и формального аспектов стиля
останется только декларацией.
Мы предлагаем такое решение вопроса. Эстетика
оперирует «слишком формальными» категориями стиля: линейность, живописность,
замкнутый контур, разомкнутый контур и т.п. Духовный аспект из них или
принципиально элиминирован, или же недостаточно акцентирован. По нашему мнению,
есть смысл дополнить формальные категории стиля содержательными, которые будут отражать
особенности духовных измерений произведения – духовные доминанты стиля.
Мировоззрение может быть «метафизическим» или «диалектическим», ценность может
быть материальной или идеальной и т.д. Предлагается отобразить «духовные
особенности» с помощью системы духовных категорий и рассматривать их вместе с
формальными. Духовная (содержательная)
категория стиля – это понятие, отображающее особенность содержания (духовную
доминанту), которое воплощаются в форму произведения. В зависимости от нужд
исследования можно вводить, например, такие духовные категории: «рациональность»,
«эмотивность», «позитивность», «мистичность» и т.п. Рациональность
- категория, которая характеризует дух классицизма, емотивность
- описывает доминанты содержания барокко, сентиментализма, романтизма.
Литература:
1.
Зонтаґ С. Проти
інтерпретації та інші есе. – Львів: Кальварія, 2006.
– 320 с.
2.
Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема
стиля // Вопросы эстетики. - Вып. 6. - М.: 1964. - С.
351-399.