Марченко Антонина Павловна
Институт архитектуры и искусств ЮФУ
Фантазия
и преемственность культуры: что победит на чаше весов личности?
Современный
человек в мультикультурном пространстве переживает различные влияния:
глобализации, межнациональных несогласий, культурной суггестии; ощущает
ущемление своей ментальности и т.д.
Что такое
глобализация? Это распад единого образца. Это победа капитала над национальными
интересами во имя того, чтобы капитал мог перемещаться, куда и как ему угодно.
Западная культура показала, что сегодня, когда капитал проник всюду, он не в
состоянии гарантировать всемерное равное развитие каждой личности. Личность в
таком мире подвергнута рыночному «шоку».
В
межкультурном взаимодействии, подчеркнём современную особенность – в
межнациональном общении, создаются мощные предпосылки для консенсуса культур,
но в то же время, порождается почва для их конфликта. Конфликтность
фрагментированного общества усиливается кризисами модернизированного процесса.
Среди них выделяются кризис идентичности, кризис распределения материальных и
культурных благ, кризис участия общества в возникающих проблемах личности,
кризис легитимности и кризис «проникновения» ценностей одной культуры в
ментальность представителей другого сообщества. Кризис идентичности вызывается
утратой господствующими прежде ценностями былого статуса, актуализацией иных
идеалов и духовных ориентиров. Для осознания своего нового места в
обновляющемся обществе люди вынуждены искать иные социальные связи и вступать в
иные отношения. При этом большое значение имеет поиск людьми своей референтной
группы. Он осуществляется путем обращения к новому или старому (в том числе и
традиционному) опыту. Значимость для людей тех или иных идей, их включенности в
различные культурные пространства побуждают использовать для защиты своих
интересов и ценностей механизмы власти. Это приводит к усложнению
социально-политической организации общества, нарастанию напряженности в
межэтнических, межконфессиональных, межрегиональных отношениях. Как известно,
наиболее естественным способом обретения идентичности является соотношение
человека со своим этносом, нацией, культурой.
Каждая нация в силу
исторических обстоятельств, климатических и территориальных условий обладает
определенной своей, и только ей присущей, картиной мира, включающей
мировосприятие, мироощущение, миропонимание или мировоззрение. Каждая
своеобразная национальная картина мира с её «национальными образами мира» (Г.Д.
Гачев) имеет свои живые корни, определившие национальный дух культуры,
направляющий каждого её представителя в его общении, понимании, поведении и
деятельности. Именно национальная культура создала для человека национальный
архелогос, мир идей – Mundus archetypos (Филон Александрийский), например:
архетип жилья, интерьера, пищи, окружающего пространства и т.д. В этом смысле
дом становится не столько крепостью, а локальным мировым пространством,
Пользуясь методом Г. Гачева в создании
мыслеобразов, напомним, что пропускание пищи через огонь в национальной
культуре становится своеобразным архетипным воздаянием (т.е. в современных
условиях жертвоприношением в газовых и электроплитах).
Элементы создаваемого окружающего пространства
в национальных культурах обнаруживает иную, отличную от традиционной
трансляции, преемственную корневую связь человеческих поколений, феноменально
не отвергаемую ими, а используемую в непосредственной жизни благодаря смысловой
бытийности архетипов национальных культур.
Более того, в организации
среды, окультуривании пространства национальной культурой особую роль играет
ментальность участвующих в этом процессе личностей-творцов, формирующаяся на глубоком психическом уровне индивидуального,
а также коллективного сознания как совокупность психологических и поведенческих
установок. То есть, ментальность формируется в недрах культуры общества под
воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Изменяясь очень
медленно, незаметно для её обладателей, ментальность представляет устойчивое
образование. С одной стороны эта устойчивость определяется натуралистической
тенденцией (К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, Р. Ридль), согласно которой человек как
продукт естественного процесса развития приспосабливается к условиям среды, а с
другой – культурно-исторической (Л.С. Выготский, Р.С. Лурия), которая
показывает зависимость сознания от материальной жизни, внешней деятельности,
преобразуемой в ходе культурно-исторического развития во внутреннюю психическую
деятельность, способную противостоять этому влиянию.
Л.С Выготский на примере
исследования знаков и знаковых систем в формировании и развитии мышления увидел
переход в процессе овладения индивидом мыслительными актами от развернутых
вовне, в артефактах действий к вербальным действиям и интериоризации (от лат. interior – внутренний) предметного действия в
когнитивную (от лат. kognitio – знание) структуру. Именно в ходе
культурно-исторической деятельности создается система культурных артефактов, в
которых в ходе развития многих поколений кристаллизуется совокупный опыт
человеческого общества. П. Тульвисте
также отмечал в своих работах, что типы мышления соответствуют не просто
отдельным культурам, а специфическим видам деятельности. Интересно, что вследствие
исторической передачи артефактов, а с ними и видов деятельности сохраняются
соответствующие им функционально «старые» типы мышления. То есть, изучая ли
историческое художественное наследие в
его современной данности, пытаясь ли повторить обычай, следуя ли традиции, мы
невольно включаем соответствовавший этому опыту тип мышления. Преемственность в
этом случае осуществляется через сложный механизм актуализации мышления прошлых
поколений через дошедший до потомков пласт артефактов культуры. И вновь мы обнаруживает
личностное противостояние окружающему миру.
Это прошлое мышление
может довлеть над принявшим его в последующее историческое время творцом,
приводя к эклектике (смешению) наряду с
соответствующим современному ему развитию производительных сил и отношений
мышлением. Невольно напрашивается ряд вопросов: Представляет ли возникающее при
этом мышление «сумму» мышлений или это совершенно новое мышление? Это с одной
стороны. А с другой стороны, что происходит, когда артефакт доходит до
последующих поколений в измененном, искаженном, полуразрушенном виде? Что
происходит с мышлением, соответствующим этому артефакту, в прошлом? Какое соответствие здесь заложено? Если оно
также «урезано» как и артефакт, то реконструируется ли при этом мышление? Можно
предположить, что реконструкция некогда бывших достижений происходит с
допустимым вмешательством современного мышления. Тогда серия вопросов может
быть продолжена. Сворачивается ли прошлое мышление полностью в каком-нибудь
отдельном элементе созданного при его помощи материального источника, чтобы
передаться последующему поколению? Если этого не происходит, то, дискретно ли
мышление, связанное с художественной культурой? Если опереться на предположение
о том, что эволюция направлена на нейропуть, на развитие мозга (К. Анохин, Т.
Черниговская), то затрудняется прогнозирование вектора работы мышления в
сложившихся условиях по отношению как к традициям, так и к модернизациям. По сути, мы наблюдаем в этом процессе,
возбудившем такое количество вопросов, необходимость углубления принципа
преемственности. Под преемственностью мы понимаем объективную необходимость,
непрерывную и прерывную, непосредственную и опосредованную, имеющую
поступательный и инволюционный характер, связь, обеспечивающую трансляцию
прошлых достижений культуры, создающие объективное существование человеческой
культуры.
Однако
развитие культуры вне движения к иному инновационному состоянию не мыслима.
Огромную роль в культуре играет воображение. Дошкольное
детство, первые годы
обучения в школе, когда ведущей
деятельностью ребенка остаётся
игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения.
Необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при
помощи слова «как
будто», – представляет свободное, не стесняемое
правилами логики и требованиями правдоподобия, преобразование накопленного
ребенком запаса представлений. Образ фантазий здесь выступает как
программа игровой деятельности. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры
позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности, такие как:
смелость, решительность, организованность, находчивость. Сопоставляя свое и
чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок
учится производить необходимые оценки и сравнения. Но жизнь постепенно
отходит от игровых «методов». (Можно поспорить с авторами игровых концепций
культуры: игра старше культуры?) В культуре реализуется рациональная парадигма
организации жизни.
Однако воображение,
имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации
деятельности, формируется в различных видах деятельности и затухает, когда
личность перестает действовать. На
протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение
воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре
(например: на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую
осуществлять элементарное словесное (фантазирование текстов) и художественное
творчество (рисунки, поделки).
Воображение ребёнка развивается в связи с усвоением речи, а
следовательно, в процессе общения со взрослыми людьми. Речь позволяет детям
представлять предмет, который они никогда до этого не видели, семантически
определяя его. Показательно, что задержки развития воображения могут вести к
отставанию, обеднению его внутреннего мира растущей личности.
Воображение
как особый психический процесс помогает пониманию позиции собеседника другой
национальной культуры в межличностном межнациональном общении через создание
сопровождающегося мышлением видения данного процесса общения. Эта своеобразная
образная фантазия углубляется с помощью вербального (словесного: аудиального,
визуального, кинестетического) и невербального (знакового, позиционного)
мышления. На этом этапе создается копия общения, так как само общение как бы
прячется за высказывания, за знаки поведения. Требуется напряженная работа
воображения, чтобы воссоздать реальное общение представителей разных национальных
культур. Воображение в межнациональном общении тренируется, помогая знакам,
символам в межнациональном общении обрести смысл. (Ведь смысл, обретаясь
внутри, не принадлежит внешнему миру, а передается иносказательно.) Понимание
собеседника иной национальной культуры приходит через прозрение, когда
содержание межнационального общения не противоречит внутренним представлениям
о мире обоих собеседников, когда национальность общающихся не ставит вопросы
для понимания, а только наполняет общение колоритом, раскрашивает высказывания,
эмоционально поддерживает, т. е. вносит культурологический смысл. При этом
существующие зёрна неприязни, возможного экстремизма не получают той почвы,
которая помогла бы им взойти и развиться.
Воображение
открывает путь для зарождения фантазии – с одной
стороны, важного условия нормального развития личности человека, необходимостью
для свободного выявления его творческих возможностей в литературе и искусстве, в науке.
Воображение и способность фантазировать
играют важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и
нередко ведет к замечательным догадками. С другой стороны, именно воображение
ведёт к отрыву от действительности, от традиционного, к созданию инноваций как
в науке, искусстве, так и в обществе.
Мерилом противоборства в личности неразрывной связи культур и
потребности вообразить иное, желаемое, притягательное, официально закрытое,
преодолевающее устоявшуюся связь, становится сохранение и развитие личностного потенциала.
В
современной литературе выживаемость
общественной цивилизации в целом напрямую связывается с необходимостью
превращения творчества в доминанту общественного бытия. «Ницше мечтал о
«сверхчеловеке» – мы же жаждем человека человечного» (А.Швейцер). Прав был
Ф.Энгельс, заметивший, что «каждый щаг вперед на пути культуры был шагом к
свободе» (Ф. Энгельс), к свободе от внешней необходимости трудиться только во
имя того, чтобы есть, пить, одеваться, к труду как высшему наслаждению «игрой
интеллектуальных и физических сил» (К.Маркс). Это «царство свободы» создает
условия для развития человеческих сил. Самому человеку обрести свободу
сложно, для этого требуется подготовка
его самосознания, его духовная готовность к обретению своей родовой сущности –
способности к творчеству, и, следовательно, к напряженному духовному труду на
основе развитого воображения, фантазии и профессионализма. От эпохи к эпохе
расширяются горизонты человеческого духа, если общество ориентировано на
создание условий для поддержания тех традиций,
которые помогают рождению самосознания свободного человека-творца на
основе гармоничного соединения мудрости ума и мудрости сердца. Такие традиции
универсально и целостно выражают содержание человеческой жизни, направленной на
выявление богатства, созданного профессионалами в своем деле и передающегося от
поколения к поколению. Быть профессионалом позволяют знание законов своей
деятельности, позиция, обеспечивающая развитие, как отдельного индивида, так и
человечества в целом. Многовековая история культуры с её огромным числом
культурно-исторических свидетельств убеждает в том, что деятельность профессионала-творца,
личности при всем многообразии её конкретно-исторических проявлений, в конечном
счете, направлена на потенциальное преобразование характера и содержания
общественных отношений. Более того эта деятельность личности, имея маятниковый
поисковый характер, формирует в общественном самосознании актуально необходимые
принципы и установки по отношению людей к миру, друг другу, а человека к самому
себе и, в конечном счёте, как к личности.