Власова
О.В. к.ю.н.,
доцент
кафедры государственно-правовых дисциплин
юридического
факультета Югорского государственного университета
(г.Ханты-Мансийск)
Актуальные
проблемы истории развития
института
компенсации морального вреда в России
История свидетельствует,
что впервые судебная защита чести и достоинства нашла отражение в российском
гражданском законодательстве в 1961 г.[1] Вместе с тем правовой институт защиты чести имеет глубокие
корни, он начал формироваться еще в древнерусском праве и развивался в
уголовном законодательстве ХVIII в. Как отмечал В.О. Ключевский,
установление ответственности за оскорбление словом «было первым опытом
пробуждения в крещеном язычнике чувства уважения к нравственному достоинству
личности человека»[2].
Один из наиболее значимых
историко-правовых памятников — Русская Правда X–XI вв. — содержал в себе ряд норм, предусматривающих
ответственность за причинение морального вреда[3]. Устав князя Ярослава (первая половина ХII в.) устанавливал наказание за вербальный акт[4]. Право на предъявление материального требования за
оскорбление (бесчестье) сохранилось и в последующих правовых актах: в
Судебниках 1497 и 1550 гг., в Соборном уложении 1649 г.[5] Таким образом, проблема защиты чести и достоинства человека
в российском праве имеет давние истоки. Такая защита осуществлялась от
оскорбления, виновные привлекались к уголовной ответственности в виде штрафов.
В
общих правилах взыскания компенсации за личную обиду просуществовали до XVIII в. В начале ХVIII в. российский законодатель установил ответственность
не только за оскорбление, но и за клевету (при Петре I были внесены дополнения в Воинский и
Морской уставы)[6], а при Екатерине II издан манифест о поединках[7].
С середины XIX в. и до Октябрьской революции возмещение вреда в основном
регулировалось законом от 21 марта 1851 г., содержащимся в X томе Свода законов Российской империи. Судебная защита от
диффамационного деликта была возможна исключительно в рамках уголовного
судопроизводства путем привлечения виновного к уголовной ответственности.
Длительное время по
вопросу возмещения морального вреда велись дискуссии. Бурно обсуждался вопрос о
допустимости и этичности компенсации причиненного нравственного страдания в
денежной форме, причем многие придерживались точки зрения недопустимости такой компенсации.
Так, противниками идеи компенсации морального вреда были П.Н. Гуссаковский, В.И. Синайский, Г.Ф. Шершеневич,
Л.И. Петражицкий[8]. Последние, в частности, видели в этом институте антикультурное явление и считали, что деньги не способны
дать удовлетворения всяким нравственным страданиям. По мнению Г.Ф. Шершеневича «личное оскорбление не допускает никакой
имущественной оценки, потому что оно причиняет нравственный, а не имущественный
вред, если только оно не отражается косвенно на материальных интересах,
например, на кредите оскорбленного (т. Х, ч. I,
ст. 670). Помимо последнего случая, личное оскорбление можно преследовать
только в уголовном порядке, требуя наказания виновного. Но закон наш, рядом с
уголовным удовлетворением, предоставляет на выбор потерпевшему право требовать
в свою пользу платежа пени, являющейся остатком того времени, когда все
наказания носили частный характер. Размер пени, или так называемого бесчестия,
смотря по состоянию или званию обиженного и по особым отношениям обидчика к обиженному,
не превышает 50 рублей. Преследование в гражданском порядке несовместимо с
преследованием в уголовном. Здесь-то с наглядностью выступает
нецелесообразность принципа возмещения так называемого нравственного вреда
материальными средствами. Разве какой-нибудь порядочный человек позволит себе
воспользоваться ст. 670 для того, чтобы ценой собственного достоинства
получить мнимое возмещение? Разве закон этот не стоит препятствием на пути
укрепления в каждом человеке уважения к личности, поддерживая в малосостоятельных
лицах, например, лакеях при ресторанах, надежду «сорвать» некоторую сумму денег
за поступки богатого купчика, которые должны были бы возбудить оскорбление
нравственных чувств и заставить испытать именно нравственный вред. Отмена
такого закона была бы крупным шагом вперед»[9].
В качестве возражения
доводам Г.Ф. Шершеневича, апеллирующего к высшей
морали и общественной нравственности, приведем слова известного сторонника
развития института компенсации морального вреда С.А. Беляцкина:
«Право рассчитано не на героев … а на среднего человека, со средними понятиями
об этике и морали. С точки зрения обыкновенного человека вознаграждение
выдается не за какое-то отчуждение духовных благ, а за причиненный этим благам
урон, насколько он выразился во внешней форме лишений и страданий, за эти
лишения и страдания»[10]. И далее: «Можно привести много казусов из ежедневной
практики, когда необходимость считаться с нематериальным вредом бьет в глаза
своей очевидностью, а отказ в присуждении потерпевшему вознаграждения претит
элементарному чувству справедливости. Постоянное упорное игнорирование
морального вреда и моральных интересов, равнодушное отношение к ним со стороны
суда влекут за собой тот результат, что дается обильная пища досаде
потерпевшего, чувство раздражения не находит выхода, растет ненужное
озлобление, колеблется в массе уверенность в личном праве и в личном благе»[11]. За введение института компенсации морального вреда
выступал и профессор И.А. Покровский[12].
Впервые попытка
разрешить эту дискуссию была сделана в проекте Гражданского уложения
1905 г.[13], составители которого примкнули к сторонникам введения
такой компенсации (ст. 1655, 2626, 2627) и указали на ее необходимость в
случаях лишения свободы, телесных повреждений, нанесения оскорбления и т.п.
Данный документ подвергся резкой критике в связи с сокращением круга явлений,
подлежащих защите[14], но даже такое ограниченное применение компенсации
морального вреда стало, на наш взгляд, большим шагом в развитии российского
права.
В 1917 г. был
разработан проект закона “Об обязательственном праве”. Он предусматривал
возмещение нематериального вреда при телесном повреждении; при лишении свободы,
даже если потерпевший не нес убытков (ст. 1201), при прелюбодеянии и обольщении
(ст. 22); в случае неисполнения должником своих обязательств, при наличии
умысла и грубой неосторожности. Но по объективным причинам его принятие
оказалось невозможным.
В советский период
законодательство знало лишь понятие имущественного вреда и не предусматривало
компенсации морального вреда в денежной форме. Первый российский гражданский кодекс — ГК РСФСР[15], вступивший в действие с 1 января 1923 г., —
вообще не содержал упоминания о нематериальных благах и судебной защите чести и
достоинства. Предполагалось, что достаточным является право потерпевшего
требовать наказания лица, причинившего ему своими действиями страдания,
душевные переживания, в уголовном или административном порядке.
«Гражданский кодекс не
знает нормы о денежной компенсации за нравственные переживания и т.п., тогда
как в гражданском законодательстве многих буржуазных государств такого рода компенсация — “обычное явление”, “моральный вред
лишен экономического содержания и не подлежит материальному возмещению”»[16].
Таким образом, денежное
возмещение неимущественного вреда «как унижающее человеческое достоинство»
советскому праву было не свойственно. В советском праве господствовала
доктрина, суть которой заключалась в следующем: принцип компенсации морального
вреда признавался классово чуждым социалистическому правосознанию, унижающим
человеческое достоинство. Считалось, что личность советского человека пребывает
на недосягаемой вершине и унижение ее чести, достоинства не может иметь
денежного выражения. Невозможно измерить достоинство советского человека в
«презренном металле»[17]. «Материальный вред, который может быть нанесен небогатым
классам, вообще не имеет большого социального значения, тем важнее для них
блага, составляющие их единственное состояние: жизнь, телесная
неприкосновенность, здоровье, свобода, честь, в том числе и женская честь,
рабочая сила, нравственность...»[18].
Немало внимания вопросу
о возмещении морального вреда посвятил советский юрист Б. Утевский[19]. Формальным основанием решения вопроса о возмещении
морального вреда он считал ст. 44 Уголовного кодекса 1926 г., предусматривавшую
возложение на осужденного обязанности «загладить вред», а также ст. 403
Гражданского кодекса 1922 г., в соответствии с которой возмещению
подлежит не только имущественный вред, но и «вред, причиненный личности», так
как понятие личности охватывает духовную, моральную сферу человека[20].
В советской России честь
и достоинство длительное время находились вне действия гражданско-правовой
судебной защиты, и только в 1961 г., благодаря усилиям таких известных
советских правоведов, как О.С. Иоффе, П.Ф. Елисейкин, И.С. Ной, в
Основы гражданского законодательства была введена статья о защите чести и
достоинства[21].
Гражданский кодекс РСФСР
1964 г. также содержал ст. 7 под названием «Защита чести и
достоинства»[22].
Вопросы судебной защиты
чести и достоинства находились в поле зрения Верховного Суда СССР[23].
Большую роль в вопросе
защиты чести и достоинства личности сыграло принятие Конституции СССР 7 октября
1977 г., — впервые в истории нашего государства право граждан СССР
на судебную защиту было возведено в ранг конституционной нормы (ч. 2
ст. 57)[24].
Впервые возможность
компенсации морального вреда в материальном виде была установлена Законом СССР
от 12 июня 1990 г. «О печати и других средствах массовой информации»[25]. Это в полной мере можно назвать исторически значимым
событием в области защиты права на честь и достоинство. Отметим, что в данном
Законе не было раскрыто содержание понятия «моральный вред». Сделано это было
лишь в принятых 31 мая 1991 г. Основах гражданского законодательства
Союза ССР и республик, где моральный вред определялся как «физические или
нравственные страдания»[26].
18 августа 1992 г.
Пленум Верховного Суда РФ принял постановление «О некоторых вопросах, возникших
при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и организаций»[27], которое подвергалось ревизии в 1993 г.[28], затем в 1995 г.[29]
Сегодня, в связи с тем,
что Россия стала членом Совета Европы, подписала Европейскую конвенцию о защите
прав человека и основных свобод, назрела необходимость ревизии этого документа.
Так, 24 февраля 2005 г. появилась новая редакция постановления Пленума
Верховного Суда РФ[30], российские суды получили более ясную трактовку применения
норм Гражданского кодекса о защите чести, достоинства в контексте новых
международных обязательств Российской Федерации.
В соответствии с
Конституцией РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может
быть основанием для его умаления (ст. 21). Никакие события в государстве,
никакие обстоятельства, даже чрезвычайные, не могут служить оправданием
унижения человеческого достоинства. На ст. 21 Основного Закона не
распространяются ограничения конституционных прав и свобод, предусмотренные ч.
3 ст. 55, ибо ни чрезвычайное, ни военное положение не оправдывают
унижение человеческого достоинства[31].
Право на непосредственную судебную защиту чести и достоинства как важнейших ценностей реализуется двумя способами: посредством предъявления иска в гражданском судопроизводстве (ст. 152 ГК РФ), путем привлечения к уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК РФ) и за оскорбление (ст. 130 УК РФ). В этих случаях честь и достоинство, деловая репутация и доброе имя являются непосредственными объектами посягательств. В частности, уголовная ответственность за посягательство на эти блага регламентируется в гл. 17 Уголовного кодекса РФ. Умышленное опорочение, унижение чести и достоинства другого человека при наличии предусмотренных в ст. 129 и 130 УК РФ признаков является преступлением и квалифицируется как клевета или оскорбление.
[1] См. ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 525).
[2] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. / Под ред. В.Л. Янина. М., 1987. Т. 1. С. 255.
[3] См.: Политическая
история России: Хрестоматия / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. М., 1995. С. 9–18.
[4] См.: Российское
законодательство X–XX веков: В 9 т. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 169.
[5] См.: Судебники
XV–XVI вв. М., 1952. С. 141–147.
[6] См.: Российское
законодательство Х–ХХ веков: В 9 т. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С. 354–355.
[7] См.: Хрестоматия
по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 1999. С. 189.
[8] См., например:
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995; Гуссаковский П.Н. Вознаграждение за вред // Журнал Министерства юстиции. 1912. № 8. С. 60; Петражицкий Л.И. Возмещение нематериального вреда с точки зрения социальной политики // Право.
1990. № 11, 12, 15, 16.
[9] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 402.
[10] Беляцкин С.А. Возмещение морального (неимущественного) вреда (по изданию 1913 г.). СПб., 1996. С. 48.
[11] Там же. С. 50.
[12] См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. 1917. М.,
1998.
[13] Данный документ так и остался проектом.
[14] См.: Беляцкин С.А. Указ. соч. С. 68–69.
[15] ГК РСФСР был принят 3 октября
1922 г. на 4-й сессии ВЦИК 9-го созыва (см.: Гражданский
кодекс. Официальный текст с изменениями на 1 августа
1948 г. и с приложением постатейно систематизированных материалов. М., 1948).
[16] Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах. Л., 1983. С. 44.
[17] См.: Зейц А. Возмещение морального вреда по советскому праву // Еженедельник
советской юстиции. 1927. № 47. С. 146.
[18] Менгер А. Гражданское право и неимущие классы населения. М., 1968. С. 168.
Г.Ф. Шершеневич также рассматривал компенсацию морального вреда как безнравственный акт: «Переложение
морального вреда на деньги есть результат буржуазного духа, который оценивает все на деньги, который считает все продажным» (Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изданию 1910–1912 гг.). М.,
1995. Т. 2. С. 263).
Однако правы, на наш взгляд, ученые, которые считают, что деньги в данном случае рассматриваются не в качестве эквивалента перенесенных страданий, а в качестве источника положительных эмоций, способных полностью или частично погасить негативный эффект, принесенный психике человека в результате нарушения его прав (см. подробнее: Карномазов А.И. Нематериальные блага, личные неимущественные права и компенсация морального вреда // Государство
и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования / Под ред. А.А. Напреенко. Самара, 2001. С. 248–249).
[19] См., например:
Утевский Б. Возмещение неимущественного вреда как мера социальной защиты // Еженедельник
советской юстиции. 1927. № 35. С. 1083–1084; Он же. Возмещение неимущественного вреда // Революционная
законность. 1926. № 9. С. 12.
[20] Цит. по: Букалова О. Возмещение морального вреда. Донецк, 2001. С. 7.
[21] См. ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР 8 декабря
1961 г. и введенных в действие с 1 мая
1962 г. (Ведомости
ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 525).
[22] См.: Ведомости
ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.
[23] См.: Постановление
Пленума № 11 «О применении в судебной практике статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик о защите чести и достоинства граждан и организаций» // Бюллетень
ВС СССР. 1972. № 1.
[24] См.: Конституция
СССР: Политико-правовой комментарий. М., 1982.
[25] См.: Ведомости
ВС СССР. 1990. № 26. Ст. 492.
[26] См.: Там же. 1991. № 26. Ст. 733.
[27] См.: Бюллетень
ВС РФ. 1992. № 11.
[28] См.: Там же. 1994. № 3.
[29] См.: Там же. 1995. № 7.
[30] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень ВС РФ. 2005. № 4.
[31] Ранее действовавший Закон от 30 мая
2001 г. «О чрезвычайном положении» прямо упоминал о запрете ограничения данного права, ФКЗ «О чрезвычайном положении» не содержит такого положения (см.: СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277).