Архитектура

 Кисамедин Г.М.

Профессор по направлению

«Архитектура жилых и общественных зданий» 

Казахской Головной Архитектурно-Строительной Академии  

УДК 729 

НОВУЮ   ЭРУ  ЦИФРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ  ОТКРЫЛ  АМЕРИКАНСКИЙ  АРХИТЕКТОР  ФРЕНК  ГЭРИ,  А НОВЫЙ МЕТОД АРХИТЕКТУРНОГО  ТВОРЧЕСТВА – ДЕКАН АРХИТЕКТУРНОГО ФАКУЛЬТЕТА   КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА  БЕРНАРД ТЧУМИ.

Статья написана по материалам Государственного гранта Министерства образования и науки Казахстана «Лучший преподаватель».    Статья посвящена  новой эпохе в архитектуре, имя которой  «цифровая архитектура». Она возникла с внедрением компьютерного проектирования, новых технологий и новых строительных материалов в строительстве гражданских зданий.

 

       В  70-80-е годы архитектура переживала кризис, связанный с потерей позиций современной архитектуры и возвратом классических мотивов и исторических стилей. Это было время пост модерна и эклектики в архитектуре, которое отчасти компенсировало негативные результаты однообразной  современной архитектуры,  но многие архитекторы предчувствовали,  что архитектура находится на пороге нового открытия, но что это за открытие и кто первый перешагнет за этот порог, тогда никто и не подозревал. С тех пор прошло немало времени, во всем мире  появились новые имена архитекторов, новые выдающиеся произведения архитектуры были построены во всем мире.  В новых произведениях архитектуры явствовало   стремление к уникальным художественным и техническим решениям. Уникальная архитектура стала  выразителем новейших достижений науки и искусства.  Ее создатели должны были быть незаурядными  универсальными, интеллектуальными  личностями, которые были способны соединить в своих произведениях новейшие достижения инженерии, новых строительных технологий, новых строительных материалов и даже использовать в архитектуре достижения других отраслей.

Декан архитектурного факультета Колумбийского университета в Нью-Йорке  Бернард Тчуми в 1988 году ввел компьютерное проектирование в дисциплину архитектурное проектирование. Бернард Тчуми, отражая изменения в проектировании, ощутил роль компьютеров в архитектурном проектировании, и способствовал переходу дисциплины архитектурное проектирование в компьютерное проектирование,  преобразовав,  как сами архитектурные образовательные программы, так и  вводя ряд новых дисциплин.  Колумбийский  университет стал  лаборатории идей в связи внедрением компьютерного проектирования.  Он создал условия для появления новых изобретений, где была создана атмосфера  свободы творчества по освоению цифрового метода проектирования. В колумбийском университете  на архитектурной специальности есть дисциплина, где студенты изучают компьютерное проектирование одновременно с дисциплиной архитектурная  композиция, где  сам язык  и способ выражения мыслей стал единым. Компьютер не только был способен заменить  карандаш, он стал новым средством  мышления и творчества.  Стало уже не важным, что  в ручной технике или в компьютерной ты можешь выражать свои мысли.  Неизведанная компьютерная технология стремительно и в корне стало менять взгляды на методику проектирования  и сам метод архитектурного творчества.

  Архитектурная школа колумбийского университета  вступила в  новый эпохальный   проект  по  объединению  компьютерного департамента цифровых технологий   и курсов архитектурного проектирования. 

В середине девяностых архитектурный факультет, ознакомившись с первыми  электронными студиями по проектированию, начал производить   существенные годовые инвестиции в переводе на цифровое проектирование дисциплин архитектурного факультета. В результате  было усовершенствованно оборудование и электронная инфраструктура для научных исследований, обучения, презентаций, компьютерного дизайна и главным образом, программирования. Тем временем, главные компьютерные ресурсы, которые обеспечивал университет, были усовершенствованы и включали Интернет, ресурсы новой технологии наравне с университетской радио сетью.

Новая модель студии компьютерного проектирования  стала развиваться, как новая цифровая отрасль проектирования, которая была  официально установлена, оценена и видоизменена на факультете архитектуры и дизайна. Осенью 2002 года  все студенты уже успешно использовали  высокие компьютерные технология в работе со своими индивидуальными заданиями, включая и этапы  эскизировании. Студии компьютерного проектирования были оборудованы персональными компьютерами, поддерживаемые графическими станциями. Появляются новые компьютерные лаборатории со студиями  по истории архитектуры, реставрации и градостроительству наряду с компьютерными классными комнатами  «Fayerweather».

Централизованные технические и административные структуры позволили колумбийской архитектурной школе продвигать техническую поддержку на высший уровень вместе со стандартизацией компьютеров и программного обеспечения, и направить как можно больше компьютерных ресурсов для всех студентов.  В результате возник  широкий выбор программного обеспечения от видео и мультимедийных изданий, с которыми можно работать в любое время  и  в любом из 300 рабочих станций Школы, плюс центральный банк данных, вместимость которого измеряется терабайтами.

Команда по внедрению цифровой технологии поддерживает растущее число «электронных театров» и цифровых классных пространств, которые соединены сетью и оборудованы персональными компьютерами и подвесными проекторами. Школа, в том числе и архитектурный факультет, который оборудован цифровой базой с множеством широкоформатных цветных плоттеров, цветных лазерных принтеров и продукции «3D»  устройств.

Для уровня подготовки мастер архитектуры компьютерные курсы переросли в 8 специальных  дисциплин цифрового дизайна, которые называются «Компьютерные численные методы», «Алгоритмическая архитектура» и другие. Школа расширила свои географические информационные системы в разных странах, внедрив  дополнительное  оборудование  с новым  программным обеспечением  для новой дистанционной  формы обучения,  многие дисциплины  стали доступны  для студентов  направлений архитектуры, градостроительства и других специализаций.  

«Веб» архив Школы и инициатива электронных публикаций ускорилась с созданием главного электронного издания и расширения ресурсов «веб» - узла,  что  достижимо в режиме  «он - лайн», где обзор новостей  наряду с его  широким распределением   доступен для всех учащихся, студий, курсов, семинаров.

Решение администрации Колумбийского университета -  перешагнуть в новую цифровую эру проектирования, было проведено  решительно, бесповоротно, без дискуссий и половинчатых решений. 

Условия для открытия в архитектуре уже были подготовлены,  но первым перешагнул порог новой цифровой  архитектуры американский архитектор Френк Оуэн Гэри, построив  здание с использованием компьютерного проектирования и цифрового моделирования. Это было здание концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анжелесе, а позже,  здание музея  Гуггенхейма в Бильбао,  последнее пока считается лучшим из всех его произведений.

Передовая школа архитектуры и архитектор практик Френк Гэри практически одновременно, еще в конце 80-х годов,     использовали  достижения в компьютерной технологии в проектировании и строительстве.  Роль и значение первого практического использования цифрового метода    архитектором  Френко Гэри  неоценима, потому что, созданные им   концертный зал Уолта Диснея  в Лос Анжелесе  и музей Гуггенхейма в Бильбао это  не только новое и  уникальное слово в архитектуре, а,  созданные им объекты -  высокохудожественные произведения.  В проектировании и строительстве  зданий была использована новая цифровая программа, которая  сумела языком цифр, описать проектируемую модель для изготовления на заводе,  в то время как  традиционный язык чертежей был беспомощен.  Цифровой метод проектирования  сделал то, что было не под силу традиционной системе проектирования.  Позже  Френк Гэри  даже использовал специальную компьютерную программу, разработанную  во Франции для  военной отрасли  предназначенную для   проектирования  титановых  оболочек  сверхскоростных истребителей.

Эпоха цифровой архитектуры наступила, и ей стали обучать новые поколения архитекторов.  Архитектурная элита США в лице Френко Гэри и Бернардо Тчуми   первыми  перешагнули  в новую цифровую эру в  архитектуре.                             

Использованная литература:

1.     Каталог Колумбийского университета 2005 года.

2.     http://www.arch.columbia.edu/.