Рахматулина Ю.С.

ДонНУЭТ им. М. Туган-Ьарановского

Особенности функционирования и развития исламского банкинга

 

На сегодняшний день под эгидой Исламского Банка Развития существует порядка 300 исламских банков, ведущие свою деятельность в 75 странах мира. Это свидетельствует о высоком спросе на продукты исламских банков, а также об их способности конкурировать с традиционными финансовыми институтами.  Совокупные активы их превышают 300 млрд. долл., а по прогнозам экспертов к  2013 году активы их будут стоить уже 1 трлн. долл. Исламские банки являются лидерами иностранных инвестиций в различные экономики мира, количество которых составляет более 400 млрд. долл.

Мировой рынок финансовых услуг, соответствующих предписаниям Корана и нормам шариата, за последнее десятилетие вырос втрое: с 150 млрд. долл. в середине 90-х годов до 531 млрд. долл. в 2008 году. При этом по оценкам рейтингового агентства Standard & Poor’s он обладает семикратным потенциалом развития — до 4 трлн. долл. Это и обуславливает актуальность рассмотрения и анализа данной темы.

Целью данной статьи является ознакомиться с зарождением и развитием исламского банкинга, изучить его функционирование и спрогнозировать дальнейшее его развитие как в пределах, так и за пределами исламских государств.

Исследователями данной темы являются Леонид Сюкияйнен, Ренат Беккин, Айдарбек Ходжаназаров, Альберт Еганян и другие.

Исламский банкинг основывается на ряде запретов, содержащихся в Коране. Считается, что нельзя требовать плату за пользование деньгами как со стороны банка, так и со стороны вкладчика. Также Шариат требует от сторон стопроцентной прозрачности сделки, равноправное участие, как в прибылях, так и в убытках общего дела. Одним словом, Шариат уравнивает роль и шансы финансируемой стороны и владельца бизнеса. Исламская экономическая система выстраивает свои задачи и стратегии, основываясь на исламском мировоззрении и моральных ценностях, и исключает возможность конфликтов между двумя сторонами.

В исламском финансировании понятие «кредит» отличается от традиционного понимания кредита. Поэтому если говорить о ссудах, то таких кредитов при исламских принципах финансирования практически не бывает. Вместо этого партнерам исламского банка предоставляется финансирование, основанное на принципах участия банка в прибылях и убытках делового проекта, а также долгового финансирования.

В исламском финансировании деловые взаимоотношения ограничиваются законностью бизнеса, что является критерием выбора того или иного вида деятельности. Кроме перечисленных выше моментов, в исламском финансировании однозначно запрещены виды деловой активности, связанные с производством и торговлей запрещенных товаров, таких как наркотическая и алкогольная продукция, свинина, порнографическая продукция. Следующие виды деятельности категорически несовместимые с моралью ислама: игорный бизнес, лотереи, установление монополии и традиционное (коммерческое) страхование. Запрещается нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.

Главное отличие исламских финансов от мировой банковской модели — это отказ от ссудного процента. Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную.

Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком. То есть, например, если компания получила финансирование от исламского банка, то банк с компанией участвует в проекте на равных, разделяя все риски. Если начинание не удается, банк теряет свои деньги вместе с компанией. Но если проект удается, то прибыль тоже делится пополам.

Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы — ссудный процент.

Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в экономику, создали реальную добавленную стоимость.

Однако, существуют и именно беспроцентные кредиты, предоставляемые или как материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка.

Первый исламский сберегательный банк, основанный по принципу участия в прибылях, появился в 1963 году в одном из небольших городов Египта. Из-за опасений по поводу возможных обвинений в открытой манифестации исламского фундаментализма этот первый современный эксперимент в области исламского банкинга был осуществлен в обстановке фактической секретности.

К 1967 году таких банков в Египте было уже девять. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам, они "делали деньги" путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками. Таким образом, они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов.

Во время первого нефтяного кризиса в 1970-е годы был создан управляющийся из Женевы "Исламский фондовый дом". Он стал аккумулировать немалую часть доходов мусульманских стран, полученных от торговли нефтью. Его целью было создание денежного источника и капитальной базы для будущей, основанной на исламских принципах, глобальной сети беспроцентных банковских услуг.

В 1970-е годы изменение общего политического климата во многих мусульманских странах позволило перейти от первых исламских банков, имевших полуподпольный статус, к созданию легальных банков. Именно в конце 1970-х годов были созданы, в частности, Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Sudan, Islamic Bank of Egypt и Bahrain Islamic Bank. В азиатско-тихоокеанском регионе это произошло даже раньше: в Филиппинах в 1973 году президентским указом был создан исламский Philippine Amanah Bank.

С победой исламской революции в Иране банковская система в этой стране после трехлетнего переходного периода полностью перешла на модель исламского банкинга. Сегодня в мире насчитывается около 150 исламских банков и множество других исламских небанковских финансовых институтов.

В отличие от западной, в исламской банковской системе исключена ситуация, когда в банках на депозитных счетах существует лишь менее 2 долл. реальных денег на каждые 100 долл. (такая ситуация наблюдается, например, в США). С одной стороны, это ограничивает возможности использования инструментов активной монетарной политики для макроэкономического регулирования, а с другой — в такой системе существенно менее вероятно банкротство банков.

Исламские банки теснят позиции западных банков в арабских странах. И это создает объективные условия для более интенсивного перенесения основ исламского банкинга на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы.

Ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения: "The Chase Manhattan Bank", "Goldman Sachs", "ING", "Nomura Securities", "J.P. Morgan" и другие. Американский банк "Citybank" уже длительное время сотрудничает с исламскими банковскими структурами, вложив около 1 млрд. долл. в специализированные исламские фонды. Еще в 1997 году "Citybank" учредил в Бахрейне свое полномочное отделение "City Islamic Investment Bank" с капиталом в 20 млн. долл. Специальные исламские департаменты открывают также крупнейшие мировые банки "Deutse Bank" и HSBC. По оценке "Citybank", темпы роста исламского банкинга составляют от 10 до 15% в год, что красноречиво свидетельствует о динамичности исламских банков.

К услугам исламских банков прибегают такие транснациональные гиганты, как "General Motors", "IBM", "Alcatel", "DAEWOO", а также крупнейшие финансовые холдинги Societe. Финансисты, представляющие исламские банки, говорят уже о том, что в ближайшем будущем все мировые банки будут в состоянии обеспечить клиентам полный пакет услуг как в традиционной, так и в исламской форме.

В частности, казахстанский банк "ТуранАлем" стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 году кредит от международной финансовой организации Исламского Банка Развития. Сумма была довольно невелика, но уже в июле 2006 года банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму 200 млн. долл. За ним последовал выход на потребительский рынок. 8 мая 2007 года банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, — дело ближайшего будущего. Банк контролирует 47,3% акций банка "БТА-Казань", расположенного в республике Татарстан, где около половины населения — мусульмане, и имеет долю в ряде других российских банков.

Ведущим в Западной Европе исламским финансовым центром согласно докладу Inertnational Financial Service, London (IFSL) от 22 января 2008 года является Великобритания.

Как отмечает IFSL, в настоящее время мировым лидером по объему финансовых активов, соответствующим нормам шариата, является Иран (154,9 млрд. долл.). Далее со значительным отставанием следуют Саудовская Аравия (70,1 млрд. долл.) и Малайзия (65,2 млрд. долл.). В первую десятку также входят Кувейт, Бахрейн, Пакистан, Ливан, Турция. Однако ориентированный на мусульман банкинг развивается и за пределами исламского мира. Так, Великобритания занимает девятое место в мире по объему соответствующих нормам шариата активов (10,4 млрд. долл.). Это единственная европейская страна, где этот показатель превышает 10 млрд. долл. Услуги в этой области предоставляют 23 банка, вчетверо больше, чем в любой другой европейской стране: для сравнения, в Швейцарии на рынке исламских финансов присутствует пять банков, во Франции и Люксембурге — по четыре. При этом в Великобритании работают три финансовые компании, полностью соответствующие нормам шариата: The Islamic Bank of Britain, The European Investment Islamic Bank и The Bank of London and The Middle East. Кроме того, Великобритания находится на третьем месте в мире по числу управляющих исламскими инвестициями компаний, уступая только Саудовской Аравии и Малайзии.

Выдвижение Великобритании как ключевого европейского центра по работе с исламскими финансами связано с развитием этой отрасли властями. Британское правительство в последние годы активно развивало нормативно-правовые основы сектора, которые позволили исламским финансовым услугам функционировать так же, как традиционным. Эти действия были направлены не только на развитие Лондона как мирового финансового центра, но и на социальную интеграцию мусульманского населения страны (около 2 млн. человек). Поэтому с учетом роста мусульманского населения в Европе он прогнозирует дальнейшее развитие ориентированного на него финансового сектора в регионе, стратегическими странами являются Франция и Германия, в которых очень большая доля мусульманского населения, которое нуждается в финансовых услугах.

В условиях мирового финансового кризиса особенно заметно процветание исламских банков, активы которых растут на 15% в год. Самый крупный исламский банк Персидского залива Qatar Islamic Bank, сообщил, что за второй квартал 2008 года его прибыль выросла на 69%, не менее прибыльными являются Sharjah Islamic Bank и Dubai Bank. Возможно, секрет успеха исламского банкинга заключается именно в том, что он отвергает чисто экономическую целесообразность и западному миру есть, на кого равняться.