История/1. Отечественная история
Д.и.н.,
профессор Олейник О.Ю.
Ивановский
государственный энергетический университет, Россия
О ГЕНЕЗИСЕ И СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЗМА
В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ 30-х
гг.
Среди тем, вызывающих сегодня особый общественный и
научный интерес, выделяются, в частности, те, которые связаны с изучением роли патриотизма
в политической культуре общества на различных этапах исторического развития
нашего Отечества.
Патриотизм — источник моральной силы государства, основа сплоченности граждан и то, в чем коренится достоинство народа. Это своего рода мера достоинства народа, так как воплощает то, чем народ дорожит, что он чтит и защищает. В нем составляют неразрывную диалектическую связь индивидуальное, коллективное и общее, равно как прошлое, настоящее и будущее. Его корни, с одной стороны, — в осознании человеком своей принадлежности к определенной национально-государственной целостности, а, с другой стороны, — в его частной жизни, в гражданском обществе. Патриотизм не ограничивается нормативной, публичной связью с отечеством, определяемой извне, а предполагает частное, индивидуальное отношение, рождаемое внутри личности. Патриотизм не может навязываться человеку извне, насаждаться принудительно. Главное условие патриотического волеизъявления и деятельности заключается в свободе их проявления.
В оценках исследователями вопросов генезиса и сущности
патриотизма в советском обществе существуют различные подходы. В частности,
высказывается мнение, что Сталин, начав вырабатывать собственный вариант стратегии
строительства социализма в одной стране, уже с середины 20-х годов взял курс на
соединение некоторых сменовеховских идей с большевизмом и, в конце концов, первым
из партийных лидеров «принял национал-большевизм как политическую программу»,
добившись в конечном итоге «торжества идей национального большевизма над интернациональным
коммунизмом» (Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. С. 148,
250). Высказывалось также мнение, что для большевиков-партфункционеров выше
национальной была имперская идея: «Им было свойственно не этническое, а
этатистское сознание. Государство-партия и было для них родиной». Со второй
половины 20-х годов в их представлениях «безнациональный и беспочвенный интернационализм»
превращается в «интернационализм великодержавный», который «становится прикрытием
государственного шовинизма» (Илюшенко В. Hационализм и интеллигенция // Международная
экономика и международная политика. 1993. № 6. С. 79). В дальнейшем, согласно
подобным воззрениям, «национал-большевистская» и «имперская» доминанты самым
непосредственным образом проявились и в официальной трактовке концепции
советского патриотизма. Другие исследователи видят причину того, что руководство
страны обратилось к патриотизму в его «советской» трактовке будучи вынужденным
в условиях прихода к власти Гитлера изыскивать дополнительные возможности для
сплочения населения «вокруг идей с более высоким объединяющим потенциалом,
нежели пропаганда международной классовой солидарности рабочих и союза рабочих
и крестьян внутри СССР» (Вдовин А.И. «Российская нация»: национально-политические
проблемы ХХ века и общенациональная российская идея. М., 1995. С. 98).
Существует также точка зрения, что власти в СССР ангажировали под определенным
пропагандистским углом патриотические идеи и ценности с целью стабилизации
социального организма, разбитого в ходе первой пятилетки. Эта идеологическая переориентация
явилась фактором «консолидации значительной части русского общественного мнения»
и одним из элементов восстанавливаемых традиционных устоев, «русского национализма»
(Верт H. История Советского государства: 1900–1991. М., 1992. С. 200). В
последнее время распространение получили и критические высказывания о том, что
советский патриотизм - это лишь миф, некий идеологический эрзац, не имеющий реальных
корней в менталитете как русского, так и других народов СССР. Известна, например,
позиция А.И.Солженицына, полагающего, что в те годы людей просто одуривали «новоизобретенным
безнациональным советским патриотизмом» (Солженицын А.И. Русский вопрос к концу
ХХ века // Hовый мир. 1994. № 7. С. 166). Согласно другому подходу к проблеме,
советский патриотизм не являлся искусственным пропагандистским фантомом,
лишенным реальных корней в сердцах и душах советских людей и должен рассматриваться
как сложный социально-духовный феномен. Он не может быть сведен только к некоей
казенной оболочке и наряду с негативными чертами обладал определенной
позитивной созидательной энергией, в значительной мере стимулировавшей творчество
и поступки советских людей, в том числе интеллигенции. Ряд исследователей придерживаются
точки зрения, что в 30-е годы отношение к отечеству в массовом сознании и в
официальной трактовке сочетало в себе два начала: новое, советское, и старое, традиционно-русское.
При этом, разумеется, не следует ни абсолютизировать достигнутый гражданами
СССР за довоенное десятилетие уровень социализации на основе социалистических
ценностей, ни принижать его роли в феномене советского патриотизма.
Трудно не согласиться также с тем, что генезис
идеологемы «советского патриотизма» в предвоенные годы был непосредственным образом
связан с утверждением режима личной власти Сталина. Она использовалась в качестве
одного из инструментов подавления личности, милитаризации общественного
сознания, оправдания массовых репрессий и пропагандистского прикрытия
антигуманной политики, проводимой сталинским руководством.
Вместе с тем, важно подчеркнуть, что патриотизм в
советском обществе не ограничивался лишь рамками официальной идеологии и имел
не только негативную подоплеку. Он, хотя и был подвержен мифологизации, не являлся
только мифом, оставался относительно свободным гражданским чувством в несвободном
обществе.