Музыка и жизнь/ 6. Композиторы.

Парфенюк Игорь Владимирович

Аспирант УО «Белорусская государственная академия музыки» (Минск, Беларусь)

Ян Давид Голланд (1746 – 1827): творчество «на пересечении» культур и влияний

В музыкально-историческом пространстве существование известных имён, биографий, фактов, музыкальных произведений постоянно перемежается с неизвестными, доселе неоткрытыми. Одну из таких малоизученных страниц истории музыки представляет жизнь и творчество Яна Давида Голланда (1746 – 1827), композитора, музыкального деятеля, преподавателя, жизненный путь которого был непосредственно связан с двумя частями Европы – Западом и Востоком. Его жизнь и творческая карьера началась в северонемецких землях (на территории тогдашней Пруссии) – родной город Харц, Берлин, где он, скорее всего, учился у Иоганна Филиппа Кирнбергера[i], и Гамбург, где работал директором музыки в соборе св. Катарины и в кафедральном соборе; а продолжалась – на территории польско-белорусско-литовского государства (Речи Посполитой, а затем, после раздела 1795 г. – в Северо-западном крае Российской империи) – в городах Варшава, Несвиж (служил капельмейстером и композитором в капелле Кароля Радзивилла), Вильно (работал профессором музыки в Виленском Университете)[ii]. Являясь автором значительного числа произведений, среди которых 2 оперы, балет, кантаты, симфонии, клавирные пьесы и камерно-вокальные опусы, которые были написаны в разное время, в разных городах и для разных событий, он обогатил музыкальную культуру тех государств и городов, где он находился. Постоянная смена места жительства и, фактически, рода деятельности была продиктована необходимостью творчески самосовершенствоваться и быть востребованным в современном ему музыкально-культурном пространстве. Можно сказать, что Голланду удалось связать своим творчеством пять ныне существующих государств – Германия, Польша, Беларусь, Литва и Россия.

Однако помимо того влияния, которое оказывал Голланд на музыкальную культуру различных государств, он сам аккумулировал влияния не только тех территорий, на которых он находился, но и многих своих старших современников. Так, исследователи усматривают в его произведениях интонации северо-немецкой песни [3, с. 271], влияние «локального славянского мелоса» [1, с. 161] и акцентной ритмики польского фольклора, а иногда и целенаправленное к ней приобщение (например, в пьесе Allegro alla polacca[iii]). Помимо этого в его пьесах довольно явственно ощущаются влияния (и иногда даже в музыкальных цитатах) венских классиков – Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, а также встречаются и прямые аллюзии на стиль определённого композитора (например, в пьесе Allegro alla Sarti[iv]). Наиболее ярко воздействия старших современников на уровне идей Голланда обнаруживаются в его теоретическо-практическом труде «Академический трактат» [2], который был написан Голландом во время его работы в Виленском Университете. В Трактате освещались самые различные педагогические, музыкально-теоретические проблемы и вопросы клавирного исполнительства и композиции. Довольно часто он в своём труде обращается к опыту своих предшественников, причём непосредственно ссылается на авторитетнейших авторов того времени, среди которых Себастьян де Броссар (автор «Музыкального словаря»), Жан Жак Руссо (автор известного трактата «Рассуждение о науках и искусствах»), Иоганн Готфрид Вальтер (создатель Музыкального лексикона) [2, с. 11], Христиан фон Вольф (математик, учёный-энциклопедист) [2, с. 33], Леонард Эйлер (математик и автор трудов по музыке), Иоганн Георг Зульцер (автор труда «Общая теория искусств»), Иоганн Филипп Кирнбергер, Карл Филипп Эммануил Бах, Иоганн Фридрих Агрикола (северонемецкие музыканты, композиторы и теоретики) [2, с. 16-17, 39], Георг Симон Лёхляйн (немецкий музыкант и теоретик) [2, с. 33]. В трактате также многие положения автора пересекаются , а во многом и совпадают с идеями его старших современников. Тем не менее, идеи Голланда обладают яркой индивидуальностью, и мы не можем говорить о некоей «вторичности» стиля композитора. Наоборот, в «Академическом трактате» необходимо отметить усвоение и выведение на новый уровень знаний, тех, которые были востребованы в данной конкретной ситуации, и посторенние целостной концепции, имеющей методико-практическую направленность. Что касается музыкального языка Голланда, то и он несёт на себе печать вполне определённого композиторского стиля, не позволяющую говорить о заимствованиях как самоцели, а позволяющих рассматривать их с точки зрения барочного принципа – цитирование, как дань уважения к авторам-предшественникам.

Таким образом, творчество Я.Д. Голланда представляет собой образец культурного единения различных европейских регионов, а также продолжения и адаптации традиций западноевропейского искусства на восточноевропейском пространстве.

Литература

1.   Дадзіёмава, В. У. Нарысы гісторыі музычнай культуры Беларусі / В.У. Дадзіёмава – Мінск: Бел. дзярж. акадэмія музыкі, 2001. 256 с.

2.   Holland, J.D. Traktat Akademicki o prawdziwey sztuce muzyki, oraz dodatek o używaniu harmonii / J.D. Holland. – Wrocław, 1806. – 66 s.

3.   Nowak-Romanowich, A. Holland Jan David / A. Nowak-Romanowich // Encyclopedia muzyczna PWM. – Kraków, 1993. – T. 4. – S. 269-271.

4.   Nowak-Romanowich, A. Holland Jan David / A. Nowak-Romanowich, M. Homma// The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Grove (London), 2001. – Volume 11. – P. 623-624.

5.   Subel, J. Holland, Johann David / J. Subel // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite neubearbeitete Ausgabe Herausgegeben von Ludwig Finscher. Bärenreiter Kassel, Basel, London, New York, Prag, Metzler, Stuttgart, Weimar, 2003. – Personenteil 9. – S. 216-218.

 



[i] Иоганн Филипп Кирнбергер (1721-1783) – профессиональный музыкант Берлинской капеллы принцессы Пруссии Анны Амалии, где прослужил с 1758 г. и до конца своей жизни (1783). Ученик И.С. Баха и приверженец его традиций.

[ii] Биографические сведения о композиторе можно найти в различных изданиях, среди которых отметим энциклопедические статьи [4;5]

[iii] „Allegro в духе полькииз сборникаText mit Noten und Noten ohne Text, für Empfindsame Clavierspieler, verschiedener Art, nebst einem Anhänge von geistlichen Liedern“ (Hamburg, 1777).

[iv] „Allegro в духе Сартииз сборникаText mit Noten und Noten ohne Text, für Empfindsame Clavierspieler, verschiedener Art, nebst einem Anhänge von geistlichen Liedern“ (Hamburg, 1777).