Музыка
и жизнь/4. Эпохи, стили, жанры
К.иск. Казтуганова А.Ж.
Институт литературы и искусства
им.М.О.Ауэзова, Казахстан
К проблеме изучения категории жанр
В процессе изучения казахской инструментальной музыки категория “жанр” нередко применяется к разнопорядковым явлениям: по отношению к самому искусству кюйя, к исполнительским традициям – токпе и шертпе, к тематическим особенностям конкретных кюйев (исторический, философский жанр), их функциональной стороне (обрядовый, магический), те или иные одноименные кюйи тоже определяются как отдельные жанры.
Неадекватное
использование категории жанр иллюстрирует следующая цитата: “Так, понятие макам – это одновременно и лад, и
жанр. Жанровые разновидности Шашмакома, например, Бузрук, Раст и др.
также определяются ладовыми признаками. Казахский кюй (одно из значений этого слова – мелодия) – жанр,
который также может быть рассмотрен как своеобразная ладовая формула,
разворачивающаяся во времени. То же и в области жанровых разновидностей кюя,
таких как “Байжума”, “Жигер”, “Акжелен”, “Бал бурау” и др.,
значение этих названий поднимается до значения лада” [1, C.124]. Известно, что
в монодийной музыке макам может рассматриваться как лад в исследованиях
«внутри» данной проблемы, а в системе многонациональных культур оно выполняет
функцию жанра. В искусстве же кюйя эти понятия являются разнопорядковыми.
Расхождения в мнениях кюйеведов в связи с вопросами жанрообразования обусловили разработку теоретической проблематики, имеющей прямое отношение к жанру и стилю и их систематизации в домбровой музыке с точки зрения музыкальных и внемузыкальных компонентов. При этом важна была степень ее изученности в музыкознании, кюйеведении, в научных работах по монодийной культуре Центрально-азиатского региона. Стилевые направления обозначены через исполнительские традиции (токпе, шертпе), региональный стиль (представлен практически неизученный регион Каратау), стиль школы кюйши (на примере творчества Сугура и его последователей), авторский стиль (показан в опоре на явления современной культуры) и исторический стиль.
В разработке данной проблематики
предполагалось подтверждение на конкретном материале: в этой связи объектом специального изучения были
избраны группы одноименных
кюйев – «Кенес», «Арнау»,
«Бозайгыр», «Науайы» и т.д. В этом процессе оказались задействованы образцы
разных локальных стилей и домбровых традиций, кюйи, представляющие различные
временные пласты казахской инструментальной музыки (народные, народно-профессиональные
и современных кюйши), не только известные и достаточно изученные, но и менее
известные и в научных работах ранее не освещавшиеся.
Итогом практического освоения разнообразных образцов кюйев арнау явился вариант их систематизации, где наряду с тематическим принципом значимыми были собственно содержательные параметры (прежде всего, отразившиеся в названиях кюйев, их программе, текстовых особенностях и т.д.). Музыкальные особенности анализируемых кюйев представлены в плане отражения их эмоционального содержания, моментов изобразительности, материала, специально введенного в связи с посвящением. Для понимания природы арнау кюйев привлечены данные из лингвистики и филологии; предпринят пробный шаг в направлении сравнительного изучения явлений типологически разных культур. Арнау кюйи, как и другие одноименные кюйи, охарактеризованы как формирующие отдельные группы, но не самостоятельные жанры. Примечательно высказывание ученого Е.В.Назайкинского: “...Группа вариантов одной и той же песни и начинает выступать в качестве жанра, особенно если песня получает широкую известность и попадает в различные, отличающиеся от первичной жанровые ситуации. Впрочем, в среде самих носителей фольклора песня остается песней и вовсе не определяется как род. Слово жанр вообще тут не используется. Оказывается, что в самосознании этой среды нет категории жанра, а есть конкретные напевы, наигрыши, мелодии, песенные тексты и их варианты” [2, С.110].
Таким образом, вопросы жанра и стиля в искусстве кюйя впервые рассматривались через систему музыкальных и внемузыкальных компонентов и во взаимодействии. В опоре на данные «народного знания», методы историко-теоретического музыкознания, смежных наук был обозначен качественно иной уровень разработки проблем типологии жанра и стиля в казахской инструментальной музыке. При этом задействован обширный (в том числе, ранее не использованный в научном обиходе) фактологический материал, который получил новую трактовку. Кюйи арнау как одна из многочисленных групп одноименных кюйев впервые изучены в контексте проблем жанра и стиля.
Исходя из цели научного исследования – изучить одноименные кюйи
в связи с теоретическими аспектами проблем жанра и стиля, проверить их соответствие категории “жанр”
– обозначились следующие выводы:
·
Представленная систематизация музыкальных и
внемузыкальных компонентов в кюйевом
искусстве по-новому раскрывает проблемы жанра и стиля;
·
Параллельное и
взаимосвязанное изучение проблем жанра и стиля в казахской инструментальной
музыке дает возможность выхода на изучение их типологии;
·
Арнау кюйи,
как и другие одноименные кюйи,
не могут считаться новыми жанрами, они лишь формируют отдельные группы.
Литература:
1. Копбаева Л.Я. Казахский кюй в ряду традиционных жанров музыки Средней Азии (Взгляд в аспекте тюркологии) // Сборник тезисов I международного симпозиума «Музыка тюркских народов». – Алматы, 1994. – 193 с.
2. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М.: Владос, 2003. – 248 с.