Музыка и жизнь / 4.
Эпохи, стили, жанры
К.иск. Бултбаева А.З.
Институт литературы и искусства им.
М.О.Ауэзова, Алматы (Казахстан)
Жизнь казахского этноса нашла свое отражение в устном народном творчестве –
фольклоре, в
течение длительного периода времени
остававшегося,
как известно, единственным средством
выражения народом своих дум и чаяний. По богатству сюжетов и многообразию жанров он предстает перед нами как глубокий океан, полный неразгаданных тайн.
Следуя за жизнью и историей, устное
творчество по необходимости меняло свои формы. Если эпическое произведение было
наиболее подходящей формой описания деяний легендарных батыров, то для
регулирования морально-этических норм и правовых отношений кочевого общества
требовалось нечто иное. Более специфические средства предполагались для регулирования отношений быта, закрепления обычаев
и традиции. Соответственно, функции фольклорных произведений менялись в каждую
определенную эпоху. Исследователями
установлено, что наиболее распространенными жанрами казахского фольклора были
эпос, эпические песни, легенды, различные сказки, пословицы, поговорки. Но своеобразие национального характера, особенности
народного мировоззрения, исторического прошлого и настоящего наиболее полно
отражены в искусстве эпоса, заключающем в себе необыкновенное
многообразие функций.
Для исследования музыкального
воплощения казахского эпоса необходим сравнительно-сопоставительный
подход изучения, который связан с решением таких задач, как соотнесение
методологических разработок ученых разных поколений и специальностей по
эпическому жанру в целом и по тому или иному определенному образцу; выявление музыкальных особенностей казахского эпоса в связи с
обрядовым фольклором; исследование эстетических воззрений и музыкально-исполнительских особенностей сказителей-жырши (раскрыв специфику творческого метода «автора»); изучение современных условий бытования и распространения живой музыкальной эпической традиции, установление степени ее сохранности. Такой подход
исследования неизбежно выдвигает ряд положений, доказываемых на примере
конкретных музыкальных полотен. Подчеркнем наиболее значимые:
-
Изучение различных музыкальных версий отдельного эпического полотна
продуктивно и целесообразно;
-
Специфика изучения эпоса определяется необходимостью максимального охвата
музыкального материала, многостороннего сопоставления исполнительских версий,
скоординированного сочетания различных подходов, методов (в том числе смежных
специальностей), опоры на соответствующие современным требованиям нотные
расшифровки;
-
Специфика музыки эпоса заключается в форме музицирования и стиле
интонирования, что «естественно влечет за собой эпическую среду и модус
эпической среды» (И.Земцовский);
-
В определении многоплановости музыкального материала и поэтического текста
значима этика эпического исполнения;
-
Наличие в эпосе музыкальных цитат привносит в его содержание дополнительные
смысловые оттенки.
Для выявления
степени изученности эпической традиции в разных эпических культурах и, в первую
очередь, для актуализации наиболее эффективных методов и принципов изучения казахского эпоса должны быть привлечены труды ведущих ученых (как музыковедов, так и
филологов-фольклористов) на двух языках, где по сути уже разрешались отдельные проблемы
методологии, понимаемой как «совокупность приемов исследования, применяемых в
той или иной отрасли науки». В этом качестве может быть воспринята и оценена
предпринятая теоретическая разработка условий и этапов становления эпического
певца как в прошлом, так и в настоящем, характеристика эстетического
мировоззрения, понятия «эпической среды» и «эпического языка», а также проблема
индивидуальности жырши в конкретном эпическом произведении. Вместе с тем не
снимается необходимость их последующего изучения как задач с перспективой.
Столь же
значимо изучене роли инструментального сопровождения в эпосе. Как известно, на протяжении исполнения эпоса она может трактоваться с разных позиций. В первую очередь,
партия инструмента во время сказывания, дублируя вокальную, лишь с
некоторым ритмическим дроблением служит опорой, помогает певцу. Во-вторых, на
инструменте исполняется заключительный каденционный материал каждого макама и
связующие «звенья» между предыдущим и последующим. Так, достаточно часто после
«Алкисса» (Сказовое
слово) повествование начинается с соло
домбры, это, как правило, несколько тактов в качестве вступления к
повествованию в вокальной «партии»; эти соло – единственные участки, где домбра
звучит самостоятельно. Кроме того, в эпосе в ограниченном количестве встречаются фрагменты, когда домбра умолкает или пропускает вокал
без сопровождения.
Анализ инструментальных
проигрышей дает возможность констатировать следующее: во-первых,
сказитель имеет свои «заготовки», которые он сокращая или увеличивая в зависимости от контакта с аудиторией использует при исполнении;
во-вторых, инструментальные вступления к эпосам (на примере эпосов в исполнении М.Утебаева), чаще всего, представляют собой короткий музыкальный материал схожий с кюем (чисто инструментальным произведением).
В завершении вышесказанного следует еще раз подчеркнуть, что исследование подобного рода
жанра и в настоящие дни является актуальным. А это, в свою очередь, свидетельствует о духовном
богатстве, заложенном в эпосе, который является способом эстетического
отражения действительности прошлого казахов. То есть, изучение эпоса, как и фольклора в целом позволяет
понять мышление, художественные идеалы и духовные ценности определенного
этноса. Ведь именно в этих бессмертных творениях выражен дух казахского народа.