Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

  Дайырбекова Г., учительница СШ №59, г.Шымкент

 

Казахское национальное декоративно-прикладное искусство

 

      Анализ научно-искусствоведческой литературы показы­вает, что изучение народного декоративно-прикладного ис­кусства казахов началось в дореволюционный период и про­должается до настоящего времени. В исследование декора­тивно-прикладного искусства внесли огромный вклад такие ученые и искусствоведы как М. Алимбаев, У. Жанибеков, А.Маргулан, М. Муханов, Т. Тажимуратов, Т. Басенов, К. Ли, Л. Оразбекова и др.

Результаты искусствоведческих исследований указан­ных авторов изложены в виде монографий, сборников бро­шюр, альбомов, буклетов, статей. В данных трудах казахское народное декоративно-прикладное искусство рассматрива­лось в искусствоведческом аспекте. Однако вопросы приме­нения народного искусства в школьной системе остались не изученными. Искусствоведческая подготовка студентов худо­жественно-графических факультетов требует определения содержания обучения декоративно-прикладного искусства Казахстана.

       Как показали результаты исследования, успешность ис­кусствоведческой подготовки школьников во многом связана с задачами обучения декоративно-прикладному искусству на практических занятиях специального предмета «Технология» по теме «деко­ративно-прикладное искусство». При определении содержа­ния обучения данного предмета учитывается необходимость подготовки учащихся к проведению уроков, бесед о декоративно-прикладном искусстве в школе. В связи с этой установкой определялась основная цель искусствоведческой подготовки на материалах декоративно-прикладного искус­ства Казахстана. Задачей является формирование у школьниокв следующих знаний:

        -о видах декоративно-прикладного искус­ства;

        -о технике;

        - о технологии;

        - об эргономике изделий;

        - о ви­дах орнамента;

        -о зверином стиле;

        -о стилизации формы объективной действительности;

         -о художественных промыс­лах;

         - сведения о профессиональных и народных мастерах.

Содержание искусствоведческой подготовки учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Ка­захстана охватывает следующие учебные вопросы:

1. История развития декоративно-прикладного искусства казахов.

2.   Виды декоративно-прикладного искусства.

3.   Казахский орнамент.

4.   Казахское ковроткачество.

5.   Обработка кожи, дерева, металла.

6.   Керамика.

7.   Кошмаваляние.

8.   Юрта и ее убранство.

9. Художественные промыслы Казахстана.

       Включение искусствоведческих вопросов в программу обучения декоративно-прикладному искусству на занятиях технологии формирует знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству  казахов.

     В эту программу были включены следующие вопросы:

1. История развития декоративно-прикладного искусства казахов.

2. Виды декоративно-прикладного искусства казахов.

3. Казахский орнамент.

4. Ковроделие, кошмоваляние и ткачество.

5. Юрта и ее убранство.

6.Керамика.

7.Обработка кожи, дерева, металла

8.Спецтехнология

9.Художественные промыслы Казахстана.

       Данная проблема связана с решением художественных досто­инств изделий, указанием времени и места его создания. На­пример, в анализе декоративных изделий «Котел», «Све­тильник с изображением крылатых львов», «Светильник коня и человека», относящихся к VI - VIII вв., Отрарские ке­рамические сосуды, относящихся к XVI - XVIII вв, Актауские каменные скульптуры, созданные в XIX в. Древнее деко­ративно-прикладное искусство развивалось на стыке с архи­тектурными памятниками. Многочисленные архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментами разного типа. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, Айша-Биби, Сырлытам, Алаша-хан.

На основе изучения звериного стиля - древнего декора­тивного искусства казахов у школьников формируется понятие о специфических особенностях искусства и его связи с раз­витием общественного строя. В процессе ознакомления учеников с разными изделиями ковроделия, ткачества, керамикой, кошмавалянием, костюмами, убранством юрты и коня, обработкой кожи, дерева, металла у них формируются пред­ставления о видах казахского декоративно-прикладного ис­кусства.

Казахский орнамент - главный художественный эле­мент украшения художественных изделий. Демонстрация разных видов орнамента на практических за­нятиях способствует развитию следующих по­нятий: о стилизации формы окружающей действительности в многочисленных видах растительных, геометрических, космогонических и зооморфных орнаментальных компози­ций.

С целью формирования у учеников представлений о технике и технологии изделий декоративно-прикладного ис­кусства на занятиях технологии анализируется вырази­тельное достоинство ковра, паласа, бау, баскур, переметной сумки, пояса, кошмы, нагрудных украшений, браслетов, сед­ла, сундука, ларя для хранения продуктов.

        На занятиях школьники составляют эскизы ковров, паласа, кошмы, покрывала, украшения для кос, за­тяжки для камзолов, черпака, светильника, тарелки. По со­ставленным эскизам изготавливаются костюмы, ковры, сед­ла, посуда из дерева, из металла и керамики. Народные мастера декоративно-прикладного искусства приглашаются на практические занятия в школу. Организуются экскурсии на художественные промыслы и по архитектурным памятникам, музеям родного края. Многие студенты готовят курсовые и дипломные работы по искусствоведческим воп­росам казахского декоративно-прикладного искусства.

В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока - их древнее достояние, связанное с под­вижным скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застила­ли ее пол, утепляли стену. Из него делали чехлы для сунду­ков, настенные сумы для посуды, войлочные плащи, войлоч­ные шляпы, войлочные чулки, подстилки, потники, боковые для седла и другие изделия.

Наиболее традиционными для казахского кошмаваляния изделиями являются:

- кииз - войлок гладкий, по обыкно­вению из белой или серой шерсти, шел на покрытие юрты, хозяйственные нужды;

- текемет - кошма постилочная, полу­чаемая путем вваливания рисунков из окрашенной не пряде­ной шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катали ногами и предплечиями рук;

- сырмак, сырдамал - полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- тускииз - ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов.

Для казахского прикладного искусства характерен и та­кой сложный вид промысла, как плетение циновок из чия -степного тростника. Для этого сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку.

Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие кор­ни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на ормеке - горизонтальных стенках изделий типа алаша, в коврах как безворсовых, так и ворсовых, где обычно одни и те же геометрические или растительного типа рисунки со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые при­нято называть розеткой.

Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточен­ность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гуль - цветочный.

В прошлом в обиходе были и так называемые биз кесте - вышивка, ковры настенные, вышитые тамбуром по бархату, замше, тонкому сукну. Орнаментальность из растительного мира.

Если обработкой шерсти, ткачеством у казахов занима­лись женщины, то обработкой кожи, скорняжничеством, тис­нением, изготовлением деталей конской сбруи, кожаной по­суды для хранения и перевозки кумыса - мужчины. Изделия казахских кожевенников пользовались большим рыночным спросом. В одном из документов, попавших к профессору М. Мендикулову, относящемуся к началу 70-х годов XIX в., го­ворилось о том, что казахи Баян-Аульского и Кокчетавского округов сапожном мастерстве и шитье ичигов и калош нис­колько не уступают бухарским и ташкентским мастерам.

Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополня­ется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя ци­линдрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже - ларь, абдре - сундуки.

Все вышеназванные предметы декоративно-прикладного искусства казахского народа прививают  школьникам эстетические вкусы, способствуют формированию формированию национальной материальной культуры.

 

Литература

1.   Ералин К., Халмуратов Ж.Мастера искусств Казахстана.- Алматы, 1997 г.

2.   По залам государственного музея искусств Республики Казахстан.- Алматы, Жалын, 1976 г.

3.   Громов Е.С. Природа художественного творчества.-Алматы, 1998 г.

4.   Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников.- М.: Просвещение, 1978 г.