К вопросу о пленэре на педагогической практике в средней школе

 

 

Рабилова Зоя Жилгилдыновна

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая

Художественно-графический факультет

старший преподаватель кафедры «станковой живописи»

 

А что такое вообще «пленэр»? Слово «пленэр» происходит от французских слов буквально- открытый воздух. В живописи- воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. Учащиеся средней школы должны познать красоту и гармонию природы, явления и события окружающего мира, развитие эстетического вкуса, творческих способностей, приобщение к самостоятельной художественной деятельности через изобразительное искусство и ставит следующие задачи эстетическое воспитания и художественного образования школьников Казахстана:

1. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности посредством овладения образным языком изобразительного искусства.

2. Формировать практические знания, умения, необходимые для творческого самовыражения учащихся и выражения ими эстетической оценки окружающей действительности.

3. Развивать потенциал творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству.

4. Формировать у учащихся чувств национальной гордости, патриотизма и интернационализма. /1/

В школе под руководством методиста студенты Художественно-графического факультета  проходят педагогическую практику по изобразительному искусству. В процессе подготовки к педпрактике прослушиваются спецкурсы  по изобразительному искусству и методике преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах. В отличие от вузовской программы в школьной программе не предусмотрен курс пленэра. Дети в основном занимаются изобразительным икусством в учебных кабинетах. Данный курс ознокомил бы учеников с лабораторией творческих поисков и развил бы их художественно- образное мышление.

          На таких практических заниятиях выполняется ряд работ с постепенно усложняющимися задачами, направленными на ознокомление с основными закономерностями композиционного, цветового и фактурного построения этюда пейзажа и приобретение детьми практических навыков работы с материалом. Учащиеся работают иногда вне мастерской, некоторые работы выполняются дома, самостоятельно. Студент-практикант на пленэрных занятиях ознокомит детей с важными компонентами художественного языка, развивает художественное мышление, помогает пробрести практических знаний о закономерностях живописного изображения. Студенты проходят педагогическую практику под руководством методиста. При подготовке к педагогической практике с использованием методики проведения пленэр студенты анализируют школьную программу, немного усовершенствуя ее с учетом того, что уроки будут проходить на открытом воздухе. Подготовка к практике включает и выбор места проведения пленэра, и учет правил по технике безопасности, и наличие необходимых учебных принадлежностей.

Каждым студентом-практикантом под руководством методиста составляется план работы, соответствующий учебному плану того класса, в котором будет проходить практику.

Работа студента в школе делится на две части:

а) активная практика  б) пассивная практика.

Пассивная практика по пленэру.

1.     Знакомство с планированием  учебной работы с учетом того, как включить в него работу на открытом воздухе.

2.     Посещение занятий опытных учителей и практикантов на пленэре.

3.     Знакомство с учебным оборудованием кабинета, с условиями местонахождения школы.

4.     Учет и анализ погодных условий момента проведения практики.

Пассивная практика проводится в течение одной недели, продолжается во время активной практики.

Активная практика по пленэру.

1.     Составление календарно-тематического и поурочного планирования занятии на пленэре.

2.     Ознакомление и выбор места проведения пленэра.

3.     Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время пленэра, проведение ежедневного инструктажа.

4.     Приготовить необходимые оборудования учащимися и самим практикантом.

5.     Проведение занятий изобразительного искусства на пленэре.

6.     Обсуждение и анализ пленэрных занятии студента методистом и другими практикантами.

7.     Проведение выставки работ учащихся, выполненных на пленэре.

 

Работа в школе во время практики позволит студентам с помощью учителя и методиста факультета педагогические эксперименты для выполнения пейзажных жипописных работ.

Примерный индивидуальный план работы в школе во время практики с указанием точных сроков выполнения отдельных ее видов.

 

Тема задании по рисованию на пленэре:

Тема пленэрных занятии

Материалы

Количество часов

Место проведения

1

Карандашные наброски городских фрагментов

Цветной карандаш, пастель, бумага

1 (45 мин)

Пришкольный участок

2

Зарисовки кустов, деревьев и т.д.

Простой карандаш, бумага

1 (45 мин)

Городской парк

3

Зарисовки архитектурных фрагментов, памятников города

По выбору учащихся

1 (45 мин)

 

Парк культуры и отдыха

4

Зарисовки фрагментов парков и скверов города

Цветной карандаш, бумага

1 (45 мин)

Городской парк

5

Зарисовки перспективы улиц города

Цветной карандаш, пастель, бумага

1 (45 мин)

Улица М.Тулебаева

6

Краткосрочные этюды городского пейзажа

Акварельные краски,пастель, сангина, бумага

2 (90 мин)

 

 

Школьная усадьба

 

Практикантом необходимо предварительно продумать различные способы на заниятиях и позаботиться об оснащении  качественными наглядными пособиями которые помогут наиболее ярко и доходчиво раскрыть тему, заинтересовывать учеников. Вся организация урока изобразительного искусства должны не только отвечать учебным задачам, но и способствовать комплексному воспитанию учащихся.

Учащиеся на пленэрных занятиях совершенствуют свои знания о живописи, ее основных компонентах и закономерностях: о работе цветовыми отношениями, о декоративности цвета, выразительности и состоянии в пейзаже. Основной их деятельностью являются выполнение натурных условиях освещения и состояния, использование различных художественных приемов. После проведения нескольких занятий изобразительного искусства, проведенных на открытом воздухе, ученики должны овладеть основами живописи. Их знания и навыки, приобретенные на таких занятиях позволят им грамотно подходить к созданию живописного пройзведения в жанре натюрморта, портрета, пейзажа, сюжетно-тематической композиции.

Занятия проведенные на пленэре благотворительно действуют на общее психологическое состояние ученика, настраивают на положительное эмоциональное состояние, создают атмосферу свободы, творческого вдохновения и воспитывают эстетические взгляды и вкусы.

Внеклассные занятия должны быть связаны с другими занятиями и по характеру. Задача студентов-практикантов – найти новые разнообразные формы работы, чтобы заинтересовать, увлечь детей, духовно обогатить их. Следует проводить те виды занятий, которые будут способствовать художественному развитию учащихся, расширению их кругозора в области искусства и организовать показ произведений искусства родного края.

Всегда следует помнить, что вся организация занятий изобразительного искусства должна отвечать не только учебным задачам, но и способствовать комплексному воспитанию учащихся.

К каждому пленэрному занятию, который проходит практикант, разрабатывается конспект, утвержденный учителем-методистом, где указываются место проведения, предмет, фамилия, имя студента. В нем четко определяются тема, цель, тип урока, его оборудование.

В конспекте подробно разрабатывается методика проведения занятия, предусматриваются премы предупреждения и исправления наиболее часто встречающихся ошибок, способы активизации мышления, восприятия, внимания и воображения учеников. Перед проведением пленэрных занятий необходимо предварительно хорошо изучить особенности окружающей среды, выбрать наиболее подходящие места для проведения занятии.

Проведение занятии на пленэре – наилучшая форма приобщения учащихся к красоте родной природы. Студент обязан вести дневник педагогической практики, где отражается работа, начиная с подготовки до ее завершения, все наблюдения. Дневник служит основой для отчета о проделанной студентом работе.

Педпрактика завершается с организацией выставки произведений учащихся; создание тематических выставок, персональных выставок  отдельных учеников.

По окончании педагогической практики студенты представляет в университет: 1) план педпрактики; 2) дневник педпрактики; 3) разработки проведенных уроков; 4) протоколы обсуждения занятии; 5) акт-разрешение администрации школы о проведении занятий вне кабинета; 6) журнал по технике безопасности; 7) фондовые работы, созданные на пленэрах; 8) отчет о педпрактике; 9) отзыв и характеристика руководителя педпрактики.

 

Рекомендуемая литература

1. Под редакцией А.А.Унковского,Изобразительное искусство ІІІ курс, учебно-методическое пособие для студентов художественно-графического факультетапедагогических институтов. М «Просвещение» 1987.-119 с.

2. Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан. –Астана, 2001.-57 с.

3. Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве. – М: Искусство, 1991.-161 с.

4. Живопись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией Н.П.Бесчастнова и др.-М.,Гуманитар,изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-223 с.

Summary

 

This article gives an analyze for the future school teachers of depicting art and constructing drawing who passes the pedagogical practice which teaches them how to give depicting art lessons in the plain air.