Петрова Л.В.
Образ матери – первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка. Ее лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц. Прикосновение рук отличает даже во сне.
Каков
же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи,
социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость.
«Основные характеристики и эталонные черты социокультурного образа
женщины-матери со времен античности фактически не изменились, – пишет, со
ссылкой на многочисленные исследования других авторов, в своей монографии
“Женский образ в социокультурной рефлексии” Т.Г. Киселева. – Это женщина,
обладающая неординарным жизненным опытом и даром интуитивного предвидения
наиболее вероятных путей развития событий (особенно связанных с ее детьми);
отличающаяся редкой добротой, чувством сострадания и умением понять своих детей
и их решения; женщина, одаренная от природы неординарными способностями к
воспитанию и убеждению; человек по природе необыкновенно стойкий, верный
интересам своих детей и безоговорочно принимающий во имя их (или вместо них)
любые испытания судьбы и т.п. Разумеется, в соответствии с культурными традициями
разных народов, этот набор характеристик мог в большей или меньшей степени
варьироваться, но в целом он остается относительно типовым в культурах
большинства цивилизованных (постпервобытных) сообществ».
Сьюзен Хилл (1942) –
известная английская писательница, перу которой принадлежат много рассказов и
повестей о детях и посвященных детям. Ее произведения не обошлись без женских
образов и, в особенности, без образов матерей, хотя образами их сложно назвать,
так как они не раскрыты в произведениях как полноценные художественные образы.
Это обычно второстепенные персонажи, помогающие раскрыть характер главного
героя полнее. Произведения С.Хилл по
аудитории потенциальных читателей и по персонажам можно разделить на две
группы: произведения, написанные для взрослых, но с главными персонажами
детьми, и произведения, написанные для детей и с персонажами детьми. К первой
группе можно отнести следующие произведения «Я в замке король», «Альбатрос»,
«Нужда», «Наказание», а ко второй – «Однажды ночью», «Пират Полл», «Берегись,
берегись», «Хрустальные ангелы», «Септимус Ханидью», «Туфли Сьюзи» и др. Мы
считаем, что в этих произведениях архетип матери представлен в двух его
ипостасях: матери уничтожающей, забирающей жизнь и матери созидающей, дающей
любовь и надежду.
В произведениях первой
группы дети противопоставлены родителям, а матери вообще не соответствуют
традиционным представлениям о том, каким должна быть мама. В наиболее широко
известной повести С.Хилл «Я в замке король» мать главного героя Чарльза Киншоу
Хелина описана как никчемная, эгоистичная особа. Ее интересуют только свое
собственное благополучие и спокойствие, при этом свои эгоистические помыслы она
прикрывает интересами своего сына, делая вид, что все, что она делает – делает
только ради него. Однако она не способна видеть страдания и чувствовать мучения
сына, когда тот пытается бороться против несправедливости по отношению к себе.
Мама предпочитает верить людям, которых она считает своими благодетелями, а не
своему ребенку, когда клевещут на него. Ее сын доведен до такого состояния, что
начинает ненавидеть ее и ее неестественные ужимки. Он не может рассказать ей о
своих страхах, потому что понимает, что она снова не обратит внимания на его
проблемы. Про мать-тирана повествуется, в повести «Альбатрос». Главный персонаж
повести Дункан всю свою жизнь провел с матерью, которая никогда не позволяла
ему принимать никаких решений, считая его слабоумным. Она контролировала каждый
его шаг, расписывала его день по минутам, точно выверяя потом, чтобы все, что
было задумано, было выполнено. Она не могла ходить, но Дункан знал всегда, что
она обо всем узнает, чтобы он не сделал. История заканчивается тем, что сын
сталкивает мать в море и поджигает дом, в котором они жили. Здесь мы можем
говорить о проявлении архетипа матери-уничтожительницы, которая медленно
уничтожает психически и психологически не только своего ребенка, но физически и
себя. В рассказе «Наказание» мать не
является одним из центральных персонажей. Она безмолвный и скорбящий
второстепенный персонаж, переживающий гибель младшего сына. Ее старший сын
также переживает эту смерть, но он хочет отомстить виновному в гибели брата, он
пытается найти у своей матери поддержку, надеясь, что она предпримет хоть
какие-нибудь шаги, чтобы наказать человека виновного в смерти сына. Но мать
продолжает скорбеть, пить успокоительные таблетки и молиться. Это бездействие
матери заставляет мальчика самому попытаться наказать виновного. В
произведениях этой группы образ матери представлен как равнодушный, иногда
эгоистичный, недушевный образ. Она не может поговорить или обсудить проблемы
своего ребенка, она не пытается вникать в его страхи и надежды. В ней
отсутствует какой-либо интерес к жизни своего ребенка или он выражается
нарочито явно, чтобы создать видимость заботливой мамы. Дети же видят отношение матерей к себе, их любовь
к своей матери постепенно превращается в ненависть, которая в лучшем случае
приводит к равнодушию и безразличию, а в худшем – к гибели или ребенка, или
матери.
В произведениях второй
группы образ матери представлен совсем иначе. В этих произведениях мама
любящая, заботливая, добрая, мудрая. По нашему мнению это объясняется тем, что
произведения второй группы предназначены для чтения маленьких детей, автор не
решилась разрушать традиционный образ матери.
Например, в рассказе «Однажды ночью» мама помогает сыну избавиться от
страшных персонажей его снов. Она делает это, объясняя причину его страхов, и
рассказывает сыну, что во сне он видит те события, которые он пережил в течение
дня, людей, которых он видел, предметы, которые вызвали его интерес. Она
применила обыкновенный прием, используемый
всеми родителями в таких случаях: открыла окно и выгнала плохие сны из
комнаты. В рассказе «Хрустальные ангелы» взаимоотношения ребенка и матери также
представлены в традиционном ракурсе: мама Матильды заботливая, любящая и
любимая. То, как относится к своей матери девочка, раскрывается в течение
повествования: мама Матильды сильно заболевает перед самым Рождеством и девочке
приходится взять всю заботу о ней на себя, при этом ей удается даже решить
некоторые хозяйственные вопросы. Два других рассказа Сьюзен Хилл написаны для
очень маленьких читателей и несут некоторую воспитательную функцию. В рассказе
«Септимус Ханидью» рассказывается об обычной семье Ханидью, у которых было
3 детей: Джаспер, Августа и Септимус. У
самого младшего Септимуса появилась привычка ночью приходить в комнату
родителей и спать у них в кровати. Попытки отправить сына в свою комнату не
заканчивались ничем, просыпались Джаспер и Августа, просили воды, а Септимус не
засыпал и начинал плакать. Наутро родитель просыпались не выспавшимися,
угрюмыми и сердитыми. Так продолжалось долгое время, пока родители не решили
прекратить это. Они с отцом уехали на выходные отдыхать и оставили детей тетей
и дядей. Ночью придя в комнату родителей, Сепимус не нашел места в их кровати,
так кроме дяди и тети там спали два их
кота и собака, а также там были бутылка с горячей водой и любимая подушка
дядюшки. На Септимуса и его плач никто не обратил внимания, и ему пришлось
вернуться в свою кровать. Дети ждали возвращения родителей с нетерпением, но
больше всех их ждал Септимус. Ночью он предпринял попытку прийти родителям в комнату, увидев их спящими
глубоким сном, решил не тревожить их и вернуться к себе. Таким простым способом
родители научили ребенка относиться бережнее друг к другу, уважать и любить
своих родителей.
Взаимная любовь и
взаимопонимание царят в произведениях Сьюзен Хилл для детского чтения, в них
родители, в особенности мамы представлены как мудрые существа, которые
воспринимают своих детей как взрослых и относятся к ним как ко взрослым людям,
уважая их мнение и их поступки. Даже если им что-то не нравится в поведении
детей, они пытаются исправить это не нравоучениями, а примерами или
объяснениями. дети не остаются со своими «большими» проблемами наедине, им
помогают поддержка и любовь самых близких людей – их матерей.