Емельяненкова А.В.
Ульяновский государственный университет, Россия
Опыт
построения типологии субъекта власти
Первый шаг в области познания
индивидуальных различий субъекта власти был сделан в направлении выделения
типов личности. Именно построение типологий,
теоретическое осмысление, а затем, и накопление эмпирического материала
позволило современной психологии разрабатывать комплексные теории формирования
и действия мотивации власти, равно как и выдвигать альтернативные модели
развития личности и властных отношений. Подходя к проблеме построения
типологий властного поведения условно можно выделить три направления анализа.
Первое включает достаточно многочисленные типологии, имеющие
различные основания классификации и, как правило, претендующие на всеохватывающий,
системный характер. В числе заявляемых типов личности часто выделяется и
«доминантный человек» в той или иной терминологии.
В качестве иллюстрации можно привести
«идеальные типы» A.Spranger (1914). Разрабатывая «описательную психологию», Spranger
выделил шесть основных идеальных типов людей соответственно различиям в их
ценностной ориентации. Пятый тип, человек политический, описывается им в понятиях
власти, могущества и подчинения. Власть можно определить как способность, а
так же стремление сделать собственную ценностную направленность ведущим мотивом
других людей. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение,
достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия. «Наиболее ярко эта сторона жизни проявляется в
организованной коллективной власти государства. В связи с этим людей, ведущей
ценностью которых является власть, мы будем называть политическими, пусть даже
отношения, в которые они включены, и не являются политическими в прямом смысле» [6]. Здесь же мы находим различие, которое делает Spranger:
как это не парадоксально, можно говорить об активных и пассивных политических
натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в
качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив,
не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих
вкусах, действиях, суждениях, мировоззрении. Таким образом, даже когда речь
идет о властном человеке лишь как об одном из возможных типов, уже отмечается
существование противоположности в отношении к власти.
Второе
направление касается исследований,
непосредственно рассматривающих стремление к власти и представляющих
различение типов в виде определенных дихотомий. Представлены они, в первую
очередь, психоаналитическими работами [3].
Признав цель достижения превосходства в
качестве самой общей для всех людей цели, А.Adler (1930) говорит
о существовании двух типов людей. Для первых действительное счастье возможно
лишь тогда, когда человек будет отдавать. Связь с обществом
может быть приобретена только в общей работе, в совместной жизни, благодаря
тому, что человек становится полезным
для других - и это порождает устойчивое чувство собственной ценности. Существует
и противоположный тип людей, которым человечество и все его проблемы кажутся
чужими и далекими. Инстинкт власти
требует, чтобы «Я» при любых обстоятельствах оставалось «на высоте», какой бы
путь - прямой или окольный - ни вел к этой цели. Чтобы овладеть вещью или
человеком, он может идти напролом, добиваясь своего властолюбиво, гордо,
упрямо, жестоко и отважно; или же, наученный опытом, он предпочтет добиться
своего окольными путями, через послушание, покорность, кротость и
скромность. Добродетель нередко служит
средством к тому, чтобы вынудить признание у окружающих.
Если
Adler в качестве дихотомии выдвигает «я для других» - «другие
для меня», то K.Horny
(1937), прежде всего отталкивается от
понятий «сила» и «слабость». Желание доминировать, завоевывать престиж и
добиваться благосостояния, конечно, не является само по себе невротической наклонностью.
Ощущение власти может возникнуть у нормального
человека в результате реализации его превосходящей силы, будь то физическая
сила, или умственные способности, или зрелость и мудрость. Однако не-невротическое
стремление к власти рождается из силы, невротическое - из слабости. Доминирование,
характерное для невротического стремления к власти, служит не только защитой
от базальной тревожности, но и каналом, по которому может выходить вытесненная
враждебность.
E.Fromm (1941,
1976), соглашаясь с Horny в том, что жажда власти действительно коренится не в
силе, а в слабости, в осуществлении власти наиболее важным моментом считает
различия между «обладать властью» и «быть властью». Власть по принципу бытия
основывается не только на том, что какой-то индивид компетентен выполнять определенные функции, но в равной
мере и на самой сущности личности, достигшей высокой ступени развития и интеграции.
Такие люди «излучают» власть, и им не
нужно приказывать, угрожать или
подкупать (можно провести аналогии с понятием «харизмы» М.Weber). Это
высокоразвитые индивиды, самый облик которых говорит о том, чем может стать человек. Но в
большинстве крупных и иерархически организованных обществ происходит процесс
отчуждения власти. Первоначальная реальная или мнимая компетентность власти
переносится на мундир или титул, ее олицетворяющие. «Имеющий власть» может быть
глупым, порочным, злым человеком, т.е. в высшей степени некомпетентным для
того, чтобы «быть» властью, тем не менее он «обладает» властью.
Стоит отметить еще одну типологию,
предложенную B.Russel (1985). Пожалуй, он сформулировал одно из самых охватывающих
определений власти. Любое достижение намеченного результата действий уже есть
проявление власти - независимо от того, приводит такое достижение к
столкновению с другими людьми или нет [7]. Любовь к
власти, по его мнению, - один из самых сильных мотивов, однако она довольно
неровно распределена между людьми и часто бывает ограниченной многими другими
страстями - к науке, покою, удовольствиям. Одни всегда стремятся командовать,
другие подчиняться. Между этими двумя крайностями располагаются огромные массы
обычных простых людей, которым нравиться командовать в некоторых ситуациях, а в
других - подчиняться лидеру. Есть, наконец, четвертый тип людей, имеющих
мужество отказаться от подчинения и не имеющих особого желания кем-либо командовать.
Они с большой неохотой вписываются в действующую социальную структуру, почти
никогда не соответствуют ее требованиям.
Третий подход занимается построением типологий исходя из
комбинации мотивационных тенденций, обуславливающих деятельность личности. Здесь,
прежде всего, можно назвать имена D.McClelland (1961), J.B.Andrews (1967), K.W.Terhune (1970),
S.E.Kock (1965, 1974), проводивших экспериментальные исследования в поисках
корреляции мотивов достижения, аффилиации и власти [4]. Одними из наиболее известных являются, пожалуй, модели
мотивационных комбинаций, предложенных американским политическим психологом M.G.Herman
(1982, 1986) на основе опыта наблюдаемого политического поведения. Она
различает три типа таких комбинаций. Когда у
лидера потребности в аффилиации и власти одинаково или почти одинаково
сильны, лидер обладает «моделью мотивации
создания личных анклавов»; когда потребность во власти несколько выше, чем
в аффилиации, то у него существует «модель
имперской мотивации»; когда потребность во власти высока, а потребность в
аффилиации низка, лидер проявляет в поведении «модель мотивации конкистадора» [5].
В рамках отечественной психологии
наибольший интерес вызывает типология личности, связанная с отношением к
власти, предложенная С.Б.Кавериным
(1999). Признавая потребность во власти необходимо присущей каждому человеку
без исключения, автор подчеркивает ее различную интенсивность - в связи с
разными причинами - слабой нервной системой, полной поглащенностью другой
деятельностью. Само отношение к власти различно, что дает основания для
построения следующей типологии: 1. нонконформист - ведущая потребность - в
свободе, и власть рассматривается как стремление к независимости и
самостоятельности; 2. конформист - преобладание
гедонистических потребностей определяет
власть как источник материального благополучия или других личных выгод; 3.
диктатор - потребность в самоуважении ведет к пониманию власти как господству
над другими, источнику престижа, высокого статуса и славы; 4. авантюрист -
здесь на первом месте потребность в самовыражении, что и отражается в понимании
власти как игры; 5. демократ - потребность быть личностью диктует власть как
служение людям и обществу [3].
Рассмотренные комбинации мотивационных
тенденций как в зарубежной, так и отечественной литературе, подчеркивают
неоднозначный, по крайней мере двойственный, характер каждой типологии субъекта
власти. В проведенной нами серии исследований [1], одной из задач которых являлось
построение типологии властного поведения, мы пришли к аналогичной позиции.
Осуществляя в данном контексте
разработанный нами семинар-тренинг, направленный на осознание своего потенциала
и ограничений субъектом власти, мы провели модификацию методики самооценки
личности Т.Дембо
- С.Я.Рубинштейн. В предлагаемом варианте
методики традиционно используемые шкалы в целях нашего исследования были
дополнены следующими – «выглядеть властно», «чувствовать властно» и «действовать властно» руководствуясь
аспектами власти, предложенными к рассмотрению Н.Иосефович [2] при анализе
властных отношений в организации. Контекстуальный анализ нарративных
высказываний указывает на то, что восприятие субъекта власти может
трансформироваться, являясь базисным основанием для реализации следующих типов.
Человек, который «выглядит,
чувствует и действует властно» внешне описывается как динамичный, с уверенной
пластикой и голосом, аккуратный, ухоженный вид, элегантный, стильный, в дорогом
костюме. С точки зрения личностных особенностей мнения участников
сгруппировались вокруг трех основных типов
Во-первых, «лидер»
- сильные личности, авторитетные, способные сплотить людей, одарены
способностью влиять и убеждать других; обладают твердым характером, имеют
устойчивые взгляды и убеждения, волевые, настойчивые, жесткие, но не жестокие;
любят учить и помогать окружающим, интересны для них, оптимистичны и с развитым
чувством юмора;
Во-вторых, «успешные»
- профессионалы, образованы, знание выступает как ценность, обладают четким,
порой нестандартным мышлением, способны быстро принимать решения и умеющие
отвечать за свои действия; уверены, знают себе цену; имеют цель в жизни и
достигают ее, есть желание работать, результативны, ответственны; четкость в
действиях и в нужный момент, не занимаются тем, что им не интересно; не глухи к
мнению других людей и способны выносить пользу из советов; спокойны, способны
держать себя в руках, удачливы по жизни;
В-третьих, «эгоисты» -
манипуляторы, добиваются своих целей любыми средствами и любой ценой,
лицемерны, не достигли гармонии и духовного баланса и компенсируют это
посредством чрезмерного навязывание своего мнения, не всегда корректны и
тактичны, не терпят возражений, не прислушиваются к мнениям окружающих.
Человек, который «выглядит,
чувствует и действует не – властно» внешне
описывается как обладатель тихого голоса, неуверенной походки, пугливого
взгляда, сутулится, разговаривает в полголоса. Индивидуальные особенности,
перечисленные участниками семинара-тренинга, позволили выделить так же три
типа:
Во-первых, «инфантильный»
- мягкий, «тряпка», «замухрышка», не умеет принимать решения, нуждается в
управлении, так как сам не знает, что делать, постоянно спрашивает мнения
окружающих, не имея собственного; неуверен в своих силах и в завтрашнем дне,
всего боится, в том числе и себя самого; внутренняя рассогласованность, много
комплексов, вечно сомневается, низкая самооценка, ничего не хочет от жизни;
Во-вторых, «флюгер»
- плывут по течению и живут по велению судьбы, легкомысленны; манипуляторы,
навязчивы, ноющие и исполняющие роль «жертвы», приспосабливаются к другим,
угадывая их мнение, исполнители; лишенные цели, живут одним днем;
В-третьих, «хозяева
себе» - не нуждаются в том, чтобы доказывать что-либо и кому-либо, нашли
интересы в других сферах, занимаются своим делом; общительны, интересны, с ними
легко чувствуешь себя, относятся к людям как к равным, добродушны, высоко
моральны; просто живут тихой, спокойной жизнью, умиротворенны.
Таким образом, и «властный»,
и «не-властный» субъект может быть охарактеризован как с позитивных, так и с
негативных позиций. Вместе с тем, выделенные нами типы показывают
предпочтение участников
семинара-тренинга тем, кто умеет выглядеть и действовать властно, ощущают «власть Я» как чувство
компетентности, собственной эффективности и личной влиятельности.
Литература:
1.
Емельяненкова А.В.
Психолого-акмеологические исследования субъекта власти (монография). –
Ульяновск: УлГУ, 2008. – 300 с.
2.
Иосефович Н. Политика власти / Ты-босс! - М.: Вече,
Персей, АСТ, 1995, с.351-377.
3.
Психология и психоанализ
власти. Хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородского - Самара: «Бахрах», 1999.
4.
Хекхаузен Х. Мотивация и
деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
5.
Херманн М.Дж. Стили
лидерства в формировании внешней политики // Полис, 1991, №1, с.91-98.
6.
Шпрангер Э. Основные
идеальные типы индивидуальности / Психология
личности. Тексты. - М.: Изд-во
МГУ, 1982, с.55-60.
7.
Russel B. Power. London,
1985.