Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов
К.п.н.
Ягупова Т.А.
Орловский государственный
университет, Россия
Творческий подход, как один из приемов обучения студентов
художественно-графических факультетов в системе высшего образования
Организация и совершенствование системы непрерывного образования студентов
невозможно без целостного понимания психической и познавательной
деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических особенностей
развития психики на всех ступенях обучения. Важнейшим принципом при этом
является принцип комплексного подхода к развитию способностей студентов. Как правило, студенты
художественных вузов изначально имеют задатки творческих способностей, в
частности способности к изобразительной
деятельности. Опорные свойства данных способностей включают: высокую природную
чувствительность зрительного анализатора,
развивающуюся в процессе деятельности (чувство линии, чувство пропорции,
чувство формы, чувство светотени, чувство колорита, чувство ритма); сенсомоторные
качества руки; а также художественное творческое воображение, наглядно-образное
мышление, высокоразвитую образную память.
Однако
часто студенты не понимают закономерностей изучаемых понятий, не умеют свободно
оперировать полученными знаниями. Развивается негативная привычка использовать только готовые знания,
без проникновения в сущность рассматриваемых явлений. Студенты испытывают
затруднения при выполнении исследовательских, творческих заданий, не видят
значения полученных результатов, возможностей их творческого использования, что
является важным при обучении именно на художественно-графическом факультете.
Одним
из главных приемов влияющих на
развитие художественно-творческих
способностей является творческий подход
самого преподавателя к процессу
обучения, в арсенале которого
находится множество методик для возбуждения и развития интереса студентов к творческой
деятельности.
Чтобы создать положительный эмоциональный
настрой, возможно использование
педагогом примеров из художественной и научной литературы, шуток, загадок,
головоломок, аналогий, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся
личностей. Эмоциональную готовность к
решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях фрагментов
конкурсов, соревнований. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации,
которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самое логичное
решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т.д.
Эмоциональную
готовность к творческому решению
учебных задач следует стимулировать постановкой цели
предстоящей деятельности и принятия ее студентами.
Преподаватель как субъект
учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого
потенциала своих студентов, — это
личность, профессионал, осознающий, что творчество — одно из самых характерных
проявлений человеческой свободы.
В систему социально-педагогических
характеристик такого преподавателя должны входить:
-
установка на диалог с
учащимися и взаимопонимание;
-
умение
обогатить образовательное пространство импровизацией, коллективным и
индивидуальным творчеством;
-
умение преобразовывать образовательную
среду в оптимальное пространство его творческого развития;
-
признание в качестве
приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления
индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой,
обществом, самим собой;
-
готовность создавать и поддерживать атмосферу
взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям.
Педагогическое творчество должно
рассматриваться как процесс решения педагогом бесчисленного ряда
учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах с учетом окружающих
студентов современных реалий. Воспитание творческих способностей студентов должно базироваться прежде всего на
учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы.
Это позволяет им искренне выражать свои
мысли и чувства, ведь существенной преградой творчества является страх
отклониться от принятых норм, не показаться аномальным.
Преподаватель должен правильно понимать цели обучения, а его
творческий подход должен проявляется в согласованности этих целей со своими
условиями работы.
Особенность обучения в художественных
вузах и на художественно- графических факультетах заключается в том, что система обучения направлена
на проявление и развитие именно художественно - творческих способностей студентов. Творчество на учебных занятиях должно рассматриваться не как что-то
уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а как
обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя),
призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в
нестандартных жизненных ситуациях.
Процесс развития
творческого потенциала, раскрытия художественно-творческих способностей студентов требует
значительного времени, как и любой другой творческий процесс. Для его эффективности необходимо на протяжении
всего обучения в вузе создавать такие условия,
чтобы каждый учащийся ХГФ имел возможность овладеть личным опытом
творческой деятельности, основанном на полученных,
добытых самостоятельно и усвоенных знаниях. Целенаправленное обучение
творчеству, можно считать основной задачей
образовательного процесса на
художественно- графических факультетах.
Литература:
1.
Давыдов В. П.
Методология и методика психолого-педагогического исследования / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман,
2006. – 128. ISBN 55-98704-088-4
2.
Давыдов В.В., Зимченко
В.П. Принципы развития в психологии//Вопросы философии/ В.В. Давыдов, В.П.
Зимченко– 1980.-№12. –48c.
3.
Игнатьев Е. И.
Психология изобразительной деятельности детей/ Е. И. Игнатьев– М.: Учпедгиз., 1961. – 223 с.
4.
Ижанов Б. И.
Художественное образование студентов
ХГФ пединститутов на прогрессивных традициях народной педагогики: на материале
народного декоративно-прикладного искусства республики Казахстан. / Б.И. Ижанов //Автореф. дис… канд. пед. наук.
– М.,1994. - 16с.