Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов

К.п.н. Ягупова Т.А.

Орловский государственный университет, Россия

Принципы обучения  студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов декоративно-прикладному искусству

 

Изучение декоративно-прикладного искусства  на художественно-графическом факультете традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей сис­темы подготовки художника-педагога. Освоение различных художественных материалов и техник, знаний по компо­зиции,  истории искусств, художественному проектированию, умения анализировать и интерпретировать произведения  искусства связано с  декоративно-прикладным искусством. Развитие навыков художественного восприятия у студентов, их умения использовать декоративно-прикладное искусство как средство  художественного выражения являются основой формирования художественно-педагогической компетентности будущего учителя.

Содержание занятий по декоративно-прикладному искусству должно определяться на основе соответствия содержания предлагаемого объема знаний общим требованиям и задачам учебно-воспитательного процесса, возможности формирования творческой индивидуальности и социальной активности личности в педагогическом процессе; непосредственной взаимосвязи предлагаемого содержания с историческими, культурными, художественными, национальными традициями декоративно-прикладного искусства региона и государства,  учета материально-технического обеспечения образовательного учреждения для занятий по предлагаемым видам художественного творчества.

В педагогике определена следующая система принципов обучения: воспитывающий характер обучения, научность, систематичность и последовательность в обучении, наглядность, индивидуализация обучения, доступность обучения, сознательность и активность учащихся, прочность усвоения знаний, умений и навыков, связь обучения с практикой.

Для декоративной деятельности воспитывающий характер обучения – это формирование личности с развитым интеллектом, с богатым духовным миром и творческим потенциалом, личности, готовой к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию.

Научность обучения требует, чтобы учащимся предлагались для изучения научно обоснованные, проверенные практикой сведения, основы теоретических знаний в области художественного творчества. Кроме того, данный принцип предполагает научно обоснованную, логично построенную программу обучения. Важным условием успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является единство деятельности преподавателя и студента, что  обеспечивается творческим подходом педагога к воспитанию и образованию, его личностными качествами, оригинальностью методик, форм и приемов обучения.

Планируя учебный процесс, необходимо предусмотреть в структуре каждого занятия четко очерченные этапы, законченные и целостные по содержанию, дидактические цели, организацию деятельности. Это обеспечит плавные переходы от одного вида деятельности студентов к другому и должную преемственность в содержании их работы на протяжении всего занятия.

Необходимо также научить  студентов самостоятельному планированию предстоящей работы, выполнению намеченного плана, самоконтролю, умению дать оценку своему труду.

В зависимости от дидактических целей и содержания декоративной деятельности ее формы организации занятий  могут быть различными: массовые, групповые и индивидуальные. Но независимо от формы организации занятий необходимо учитывать следующие факторы:

– деятельность должна приносить радость и эмоциональное удовлетворение, а форма деятельности должна пробуждать и усиливать интерес к ней, желание участия;

– выбор тех или иных форм и конкретного содержания декоративной деятельности должен быть добровольным для  студентов  в рамках предлагаемого учебного процесса, с учетом их личностных качеств и индивидуальных интересов;

– декоративная деятельность должна вызывать интеллектуальный и эмоциональный отклик учащихся как в процессе занятий (инициативность, активность, увлеченность, сосредоточенность, внимание), так и после ее завершения (длительность последействия);

– деятельность должна быть социально значимой, обучающимся необходимо видеть важность и полезность своего труда;

  студентам  необходимо ощущать реальный результат своей деятельности на каждом этапе выполнения задания.

Поскольку усвоение опыта декоративной деятельности, в процессе которой развиваются художественно-творческие способности личности, достигается в результате целенаправленного обучения, то необходима особая его организация с помощью специально создаваемых педагогических ситуаций, требующих от учащихся творческой деятельности на доступном им уровне. Эти ситуации конструируются посредством  постановки  перед учащимся проблем и проблемных задач.

Система обучения  и развития художественно-творческих способностей  студентов средствами  декоративно-прикладного  искусства имеет в своей основе:

1. Комплексность – использование разнообразных средств воздействия на личность, т.е. выбор форм и методов обучения, наиболее приемлемых для различных видов  художественно-творческой деятельности, а также комплексное планирование заданий (последовательность, объем, количество, определение оптимального времени на выполнение каждого вида заданий) и введение элементов творческого содержания.

2. Непрерывность, преемственность, доступность – постепенное, согласно с процессами интеллектуального, психологического и физиологического развития личности знакомство с различными видами  декоративно-прикладного искусства и орнамента, последовательное развитие  художественно-творческих способностей обучающихся, опирающееся на их социальный опыт, на ранее сформированные компетенции и целенаправленно подводящее к новой ступени освоения культурного наследия.

3. Многообразие и вариативность позволяют использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, экспериментировать и творчески перерабатывать имеющиеся программы с учетом конкретных условий педагогической деятельности.

4. Интегрированность – связь художественной обработки материалов с изобразительным искусством, историей искусства, искусством дизайна  и т.д., глубоко продуманная и четко проведенная межпредметная связь обогащают и углубляют знания, повышают уровень компетентности и профессионализма.

Основой любого занятия должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном, изученном.

 Основной задачей  занятий по декоративно-прикладному  искусству, направленных на развитие  художественно-творческих способностей, является оказание помощи  студентам в раскрытии собственных возможностей. Поэтому то, что в ходе обычного  занятия чаще всего является помехой (эмоциональные реакции учащихся  по отношению к происходящему), при развитии творческого потенциала является тем центральным стержнем, с которым должен работать педагог.

Литература:

1.     Малькова З.А. Теоретико-методологические проблемы педагогики // Сов. Педагогика / З. А. Малькова, П. Р. Атутов. - 1982. - № 3.- с. 62.

2.     Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности/ А. А.  Мелик-Пашаев– М.: Знание, 1981. – 96 с.

3.     Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика/ М. А.  Некрасова– М., 1983. 136 с.: ил.

4.     Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В. Кузьминой. -М.: Высшая школа, 1972. - 98с.

5.     Рашидов О.К. Методические основы обучения студентов ХГФ  народному орнаментальному искусству: Дис…. канд. пед. наук /О.К. Рашидов – М.,1997. – 207.