Психолого-педагогические основы реализации гендерного  воспитания студенческой молодежи

 

Казахстан, г. Алматы,

Казахский Национальный университет имени аль-Фараби,

к.п.н. Отарбаева Асель Болатовна

 

Гендерно-ориентированное обучение и воспитание учащихся давно являются предметом комплексного научного исследования во многих странах мира. Так, например, впервые свое видение половозрастного обуче­ния и воспитания детей, как известно, определил анг­лийский мыслитель-гуманист Томас Мор, который провозгласил принцип все­общего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как маль­чикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование.

Возраст 18-25 лет - это период молодости, становления личности, формирования определённой роли в жизни общества. Современная молодёжь проходит своё становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда у современного поколения молодёжи растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Молодёжь - важный субъект социальных отношений, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Не следует забывать, однако, и о том, что представители разных социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются различным уровнем культурной и образовательной подготовки. Но, чаще всего, требования к ним предъявляются одинаковые.
Молодой человек формируется как личность, по мере развития у него социальных качеств, определяющих его как члена конкретно-исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Социализация связывает разные поколения, через неё осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральным звеном социализации является значимая деятельность
.  

Завтрашний день страны во многом зависит от того, какое образование получит наша молодёжь сегодня. Правильная образовательная политика молодёжи является залогом стабильного общества. Центральная задача образования состоит в создании условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения её потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Ценностные установки и духовный мир молодых людей формируется в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.
        Поэтому сегодня возникает справедливый вопрос, какие идеалы и ценности унаследует молодёжь. Обсуждая проблемы идеалов современной молодёжи, следует иметь в виду, что идеал - это некое совершенство, высшая цель, стремление к ней. Очень ёмкое определение идеала было дано А.М. Горьким: «Когда природа лишила человека способности ходить на четвереньках, она дала ему вместо посоха - идеал! И с этого момента он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему всё выше».

Цели гендерного образования и воспитания задаются социальными образами мужских и женских ролей в обществе (рисунок 1).

Содержание структуры модели.

1.   Цель гендерного воспитания – совершенствование культуры в сфере взаимоотношения полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе. А также воспитание гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной и стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности.

2.   Принципы гендерного  воспитаниядифференцированное и системное обучение и воспитание юношей и девушек с учетом половых психофизиологических, личностных, гендерных особенностей и др.

Принцип природосообразности объясняет зависимость формирования личности, мужских и женских социальных ролей от психофизиологических особенностей пола;

Принцип культуросообразности отражает влияние общества, уровня развития культуры на образы социальных гендерных ролей;

Принцип толерантности предполагает выстраивание отношений между полами в соответствии с партнерской моделью взаимодействия, представляющей систему отношений, в которой две взаимодействующие стороны выступают как равноправные субъекты, обладающие одинаковой ценностью и значимостью друг для друга.

Принцип ценностного отношения к противоположному полу предполагает признание человека противоположного пола как высшей ценности, понимание женской/мужской уникальности, обладающей равными правами и равными возможностями в обществе, формирование ценностного отношения юношей и девушек к взаимоотношениям с представителями противоположного пола.

Принцип эгалитаризма предполагает реализацию равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.

Принцип непрерывности и последовательности в гендерном воспитании предполагает систему определенных последовательных воспитательных мероприятий по формированию гендерно-чувствительной, гендерно-образованной и воспитанной личности.

Принцип преемственности процесса гендерного воспитания является закономерным условием целостности и эффективности воспитательного процесса, который определяет логику и последовательность гендерного воспитания личности на всех возрастных этапах.

Принцип соотнесения целей и задач гендерного воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания, как юношей, так и девушек.

3.     Содержание гендерного воспитания – гендерные отношения.

- Гендерные знания – знания индивидуальных особенностей мужчин и женщин; образов мужских и женских социальных  ролей; этносоциальных ролей; мировых тенденций и народных традиций воспитания юношей и девушек; нормативно-правовой базы по гендерной тематике. А также нормативно-правовые аспекты данной проблемы (Стратегия гендерного равенства РКна 2005-2015 гг., Закон РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», Закон «О бытовом насилии» и др.). Гендерное содержание госстандарта, учебных  программ, учебно-методических пособий и др.

- Гендерные стереотипы - одно из сложных явлений обыденного и научного сознания, влияющих на человеческую деятельность. Стереотипы – это мнения о личностных качествах группы людей, которое может быть чрезмерно обобщенным и неточным. С их помощью человек воспринимает, «классифицирует» других людей по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.д.). Стереотипы, в том числе и гендерные, часто порождают слишком условное и упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки в отношении других, содействуют поверхностному восприятию и лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности.

- Гендерная культура – культура отношений между мужчиной и женщиной в конкретном культурном сообществе.

4.   Методы гендерного воспитания – моделирование  проблемных ситуаций и педагогических ситуаций по овладению девушками и юношами гендерными ролями,  дискуссии, круглые столы,  тренинги, мозговые  штурмы, ролевые  гендерные игры, работа в микрогруппах, эссе, тесты, анкетирование по гендерной тематике, гендерные мини-исследования и др.

5.   Результат гендерного воспитания – гендерная воспитанность выраженная  в высокой культуре  взаимоотношения полов,  ценностном отношении к противоположному полу. Гендерная  культура, гендерная чувствительность, гендерное поведение.

Современные исследователи полагают, что женщину в девочке­ так же, как и мужчину в мальчике, - нужно формировать с дошколь­ного возраста, не отделяя гендерное воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному  неблагополучию, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

Таким образом, гендерное образование -  это система образовательной деятельности, направленная  на социализацию, формирование культуры и общественной активности в интересах, как самой личности, ее самореализации,  так и становления и развития гендерного общества и государства. Главная идея такого подхода в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек, юношей и девушек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, принципы обучения, формы обучения, организация школьной или университетской жизни, педагогическое общение, набор дисциплин, университетская политика  и традиции и др.)

 

Выноска со стрелкой вправо: внешние и внутренние факторы
 социализации личности

 

 

Рисунок 1-  Модель реализации гендерного воспитания студенческой молодежи