Педагогические науки/3.Методические основы
воспитательного процесса
ст.преподаватель Фёдорова М.Л.
КГУ им.А.Байтурсынова,Костанай,Казахстан
О
педагогических условиях формирования этнокультурных ценностей личности на
занятиях по иностранному языку
Проблемы формирования позитивного межэтнического взаимодействия
приобретают особую актуальность в современной действительности. Поликультурное
пространство, участниками которого мы являемся, ставит задачи формирования у
личности основ позитивного отношения к представителям иных этнических
общностей. Между тем, многочисленные исследования доказывают, что
существует тесная связь между позитивной этнической идентичностью и
межэтнической толерантностью. [1,317]. В то же время гиперидентичность со
«своим» этносом сопровождается этноцентристскими стереотипами, предубеждениями
по отношению к представителям других этнических групп и уклонению от тесного
взаимодействия с ними. В связи с этим при формировании этнической толерантности
крайне важной ставится задача формирования позитивной этнической идентичности.
Наше сложное и тревожное время
привнесло во все области социально- экономической и духовной жизни общества
множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка
стереотипов на уровне, как социальных групп, так и личности. По данным
социологов, поколение молодежи в последние десятилетия по основным показателям
социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У выпускников
школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в умственном развитии,
равнодушно относятся к общественной деятельности, в большей мере им присуще
отчуждение. Поэтому одной из основных в современном мире стала идея утверждения
гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни. Создание основ для
формирования гуманистических ориентаций в практике обучения и воспитания – вопрос
очень важный. Гуманистические ценностные ориентации – это стремление к
возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности.
Но нельзя считать это явлением педагогической мысли лишь нашего времени.
Гуманистическая традиция своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой
культуры. Еще в глубокой древности задавались вопросы. Не потерявшие своей
значимости и актуальности и поныне: «Что есть истина?», «Что есть добро?», «Что
есть красота?». Спустя столетия ученые пришли к выводу, что эти три категории
вопросов тесно связаны между собой.
Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, ученые нашли для них
как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне объяснимо,
ведь добро является нравственной ценностью, истина – познавательной, а красота
– эстетической. Понятие «ценность» стало одним из наиболее употребляемых в
сфере гуманитарного знания. Ценности – это все, что наделено общим
смыслом.
Изучение ценностных ориентаций
занимает важное место в современных науках (социологии, психологии, истории,
педагогике).
Невозможно переоценить значение в
воспитательных целях, в этой ситуации опыт, накопленный тем или иным народом
(этносом) на протяжении веков и значимые для народа ценности, которые должны
передаваться из поколения в поколение.
Этнокультурные
ценности – это установки (идеи,
понятия, смыслы), которые не зависят от конкретного человека, а определяются
культурой и разделяются всеми людьми, принадлежащими к данному культурному
полю. Этнокультурные ценности представляют собой важнейшие и глубинные
принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, этносом, самим
собой.
Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические
нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное
влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное творчество,
искусство, игры и другие средства воспитания, используемые народом, его национальные
духовно – нравственные ценности формируют у подрастающих поколений лучшие
человеческие качества. Существует такой широко известный тезис:"Все народы
– великие педагоги, все великие педагоги - народны".
Проблемы народной педагогики
отражались в работах педагогов разных времен и народов. Так, еще А.Я. Коменский
изучал народные традиции воспитания и включал их в свою педагогическую систему.
В России мысли о связи между традиционной культурой народа и системой
воспитания подрастающего поколения высказывал К.Д. Ушинский.[2] Педагогические
взгляды выдающихся казахских просветителей Ибырай Алтынсарин и Абая Кунанбаева также проникнуты гуманизмом и
народностью.
Духовная культура, народные
традиции, обычаи, социально-этнические нормы выступают ведущими факторами
воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности
подрастающего человека. Народное творчество, искусство, игры и другие средства
воспитания, используемые народом, его национальные духовно – нравственные
ценности формируют у подрастающих поколений лучшие человеческие качества.
Неоспоримый факт, что образование и воспитание два неразрывных педагогических
процесса. Гуманистическое наполнение содержания образования той или иной
дисциплины, в особенности гуманитарной, способствует формированию таких
ценностей как, справедливость, доброта, милосердие, честь, совесть, этичность,
понятие о долге, уважение человеческого достоинства.
В системе образования в этом плане возможности учебного предмета
«Иностранный язык» уникальны. В процессе изучения иностранного языка
развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности, так и
личностные качества: интересы, воля, ориентация в общечеловеческих ценностях.
Иностранный язык является действенным средством изучения культурного наследия
своего народа и народов стран изучаемого языка, это способ, помогающий «ввести
детей в мир другой культуры».
В.В. Сафоновой принадлежит
философское обоснование социокультурного подхода к языковому образованию.
Согласно этому подходу иностранный язык рассматривается не только как средство
коммуникации, но и как инструмент познания мировой культуры, национальных
культур народов стран изучаемых языков и их отражения в образе и стиле жизни
людей, духовного наследия стран и народов, их историко-культурной памяти,
способа достижения межкультурного понимания [3]. Анализируя учебные функции
иностранного языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе
развития необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного
общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов,
стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии
общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными
различными народами и человечеством в целом…» [3].
Ряд исследователей
подчеркивает, что обучение иноязычной культуре должно быть сопоставительным
процессом, включающим ссылки на родную культуру, «диалогом между двумя образами
жизни и мыслей» [4,26], для которого характерно отношение культуры к культуре
как равноправной, равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности.
Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели
возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ
видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой
цивилизации.
Изучение культуры другого
народа дает возможность понять ее, а через восприятие и понимание иноязычной
культуры совершенствуются знания о своей собственной. Понимание иноязычной
культуры невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей. Самым
«желанным» результатом изучения культуры другого народа,
является новое, более глубокое понимание родной, и происходит осознание своей
принадлежности к своей культуре.
Культуру нельзя себе представить
без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа,
наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, поэтому так
велико его воспитательное значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает
моделью жизни мира. Поэтому на занятиях по иностранному языку
представляется целесообразным
использовать огромные потенциалы родной и изучаемых культур. Слушая и читая
народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети
приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в
человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о добре и
зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное народное
творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и мировой.
Большое значение в языковом развитии молодых людей имеет приобщение к такой
форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен большой
нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа, своеобразный
учебник жизни. У каждого народа свои пословицы В пословицах и поговорках в
сжатой и точной словесной формуле заключен практический опыт народа, его
миропонимание, и, главное, содержится отношение народа к окружающей
действительности, представление о своем месте на земле, его ценностные
ориентации. Как элемент народной философии пословицы создавались на протяжении
столетий. Они передавались из уст в уста, шлифовались, совершенствовались,
постепенно приобретая предельную лаконичность и выразительность.
Большое влияние пословицы и
поговорки могут оказать на формирование любви к родному краю, к тому, что
человека окружает, что ему близко.
Использование пословиц и поговорок на занятиях предполагает интенсивную работу
разума и чувства, Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого, есть и
скрытый, внутренний смысл. Для того чтобы понять его, нужно приложить
определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания, произвести
сопоставительный анализ и попытаться найти эквивалент из родного языка.
Не меньшую роль в
воспитательном процессе на уроках иностранного языка играют песенки, потешки, и
другие жанры народного творчества. В них содержится материал, который несет в
себе высшие гуманистические ценности. Они оказывают активизирующее воздействие,
являются средством социализации, помогают создать объективные условия для
эффективного освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений,
признавая уникальность и неповторимость личности.
Поскольку урок иностранного языка – это прежде всего общение, при
котором активность личности направлена на взаимодействие с людьми и их
познанием, при которой обучаемые ой формирования общечеловеческих ценностных
качеств личности является ее деятельность и общение. подростки имеют
возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои
ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими
людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и
действия других людей и получить оценку
своих поступков. Именно педагогически организованные деятельность и общение
создают те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых
происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности. Так,
изучая лексический материал, необходимо обращать внимание на проблемы общества,
семьи, экологии и т.д. Например, тема «моя семья» позволяет утверждать в
сердцах доброжелательность, заботливое отношение к близким. На соответствующем
уровне владения иностранным языком можно проводит сопоставительный анализ
семейных ценностей народов, к которым принадлежат обучаемые. Этому может способствовать и характер текстового
материала, используемого на занятиях. Читая тексты страноведческого характера,
внимание обращается как на сходства, так и различия во взаимоотношениях, поведении,
обычаях людей, живущих в разных странах. Студенты могут составить подобный
рассказ о своей семье, об увлечениях и интересах людей нашей страны, что будет
еще и тренировкой лексических и грамматических навыков.
При обсуждении культурологической и страноведческой информации, заложенной в
текстах, можно использовать поэтические
и музыкальные фрагменты, утверждающие общечеловеческие ценности.
Стихотворения, диалоги, интересные истории – все это способствует
усвоению иностранного языка и воспитанию личности подрастающего человека и
широко используется в учебном процессе.
В итоге, можно сказать, что, опора на гуманистические традиции народа –
непременное условие успеха учителя, если он ставит перед собой задачу помочь
учащимся в овладении традиционными ценностями народа и в и тоге
общечеловеческими ценностями.
Литература:
1.Лебедева Н.М. Введение в этническую и
кросс-культурную психологию. -М. : Владос, 1999.-317 с.
2.Ушинский К.Д. Человек как предмет
воспитания. М.: Педагогика, 1973. – 350 с.
3.Сафонова В. В. Социокультурный подход к
обучению иностранному языку как специальности: Дис. . д-ра педагогические науки
4. Косянова
О.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции студентов национальных
групп при обучении неродному языку: Дис. канд. пед. наук. Самара, 1995. - 230
с.