О.Н. Антимонова
Таразский
государственный университет им. М.Х. Дулати, Казахстан
Внедрение информационных технологий как фактор повышения ценностного
отношения студентов к изучению гуманитарнах дисциплин
Актуальность проблемы, заявленная в статье,
определяется стремлением научного сообщества к преодолению ассиметрии
технических и гуманитарных наук. Причина такого несоответствия, на наш взгляд,
заключается в растущей отстраненности молодежи от гуманитарной культуры
человечества. Будучи информационно грамотным человеком, он не всегда способен
применить свои знания на практике: вести переговоры, находить компромиссы,
вступать в деловую переписку и т.д. Проблема состоит в том, что при чрезмерном
увлечении компьютером нарушается коммуникативная способность человека,
способность устанавливать добрые взаимоотношения с другими людьми, сам процесс
их общения. Кроме того, возникает опасность
превращения студента в простого оператора компьютерных программ, решающего
шаблонные задачи. Причем, следует
учитывать требования современной парадигмы образования, нацеленной на
формирование и развитие у студентов креативных способностей.
Мы разделяем мнение педагогов,
считающих, что ИТ (информационные технологии), применяемые на базе современных
компьютерных средств, позволяют наиболее эффективно реализовать возможности,
заложенные в новых педагогических технологиях.
По нашему убеждению, ИТ представляют собой совокупность компьютерных
цифровых средств и новых педагогических технологий, предназначенных для
реализации педагогических задач в учебном процессе, интерфейс в котором
осуществляется между человеком и компьютером. Они обладают такими характеристиками,
как: возможность предъявления учебной информации не только рационально, но и образно, используя цвет, звук, графику, мультипликацию,
применение синтезатора речи с использованием интерактивного видео, мультимедиа,
значительно позволяющих хранить и использовать больше информации, вести обучение
в индивидуальном темпе, обеспечивать конфиденциальность процесса обучения,
способность постоянно реагировать и корректировать действия обучаемого и др.
В этой связи необходимо использовать весь арсенал средств ИТ для повышения
ценностного отношения студентов к изучению гуманитарных предметов.
Мы
сталкиваемся с ситуацией, когда у большинства студентов сознательное отношение
к процессу изучения гуманитарных предметов, в котором обучаемый обладает
высоким уровнем осознания себя как субъекта деятельности, способного
самостоятельно (без постороннего побуждения) проявлять творческую преобразующую
активность, формируется лишь к 3-5 курсам [1]. Мы считаем, что если мы ждем от
студента большей самостоятельности, активности и творчества, значит мы и должны поставить его в такие условия, при
которых он мог бы эти качества проявить, т.е. студента следует поставить в активную
позицию субъекта деятельности, что на наш взгляд становится возможным в результате
применения ИТ.
В ходе эксперимента по внедрению ИТ в
условиях гуманитаризации высшего
образования, проводимого на базе факультетов технических специальностей в
Таразком Государственном Университете им. М.Х. Дулати, мы применили технологию метода проектов в процесс
обучения иностранным языкам .
Применяемый
нами метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей сути. Он предполагает
определенную совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют
решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с
обязательной презентацией своих результатов. Суть метода проекта заключается в
том, чтобы стимулировать интерес студентов к определенным проблемам,
предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через практическую
деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать
практическое применение полученных знаний. Во время занятий мы применили
следующие виды проектов: ролевые игры (участники
принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и
содержанием проекта, имитирующие
социальные или деловые отношения, проявляя высокую степень творчества);
ознакомительно-ориентировочные
(информационные, изначально направленные на сбор информации о каком-то
объекте; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией,
ее анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории);
практико-ориентированные (документ, созданный на основе полученных результатов
исследования – справочный материал, словарь); телекоммуникационный проект
(совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая
деятельность студентов-партнеров, организованная с применением персональных
компьютеров, направленная на достижение совместного результата). Ролевые,
игровые, ознакомительно-ориентировочные проекты представляют хорошую возможность
для создания творческой атмосферы для того,
чтобы научить студента применять усвоенный
материал в новых условиях. [2]
Примером может служить обучающая
система «Деловая переписка». Основные цели этого вида задания – обучение
конструированию деловых писем. В процессе занятия использовались элементы
ролевой игры (либо письмо литературному герою, в стиле автора произведения,
либо письмо к другу за рубежом на иностранном языке). Студентам предлагалась
ситуация–сценарий, в соответствии с которой
они должны составить деловое письмо. Для занятий были подготовлены пошаговые инструкции, где были изложены все
необходимые навыки работы с системой, позволяющие работать без вмешательства преподавателя. Наблюдения показали,
что обучаемого за компьютером не следует отвлекать объяснениями, если этого
можно избежать. Студент сам любит решать проблему, если она представляет для
него интерес. А наличие протокола занятий позволило освободить преподавателя от
директорских функций. Деловая переписка
задевает студента за живое своей актуальностью. Они могут ощутить себя
реальными участниками происходящего, понимают, что готовятся к реальной жизни и
приобретают для этого навыки работы на современном уровне. [3]
Таким образом, мы полагаем, что телекоммуникационные проекты, особенно
межрегиональные и международные, позволяют действительно создавать серьезные
исследовательские лаборатории для студентов, значительно расширить зоны совместных
исследований и творческих работ и при этом принимать во внимание особенности
культуры различных народов, а также использовать знание иностранного языка в
его подлинной функции – как средство общения. Компьютерные телекоммуникации
обеспечивают доступ к аккумулированному знанию, как в текстовой, так и в
графической формах, предоставляя студентам возможность получения образной
информации.
Стоит также отметить тот факт, при использовании данной методики заметно
поменялось отношение студентов к роли преподавателя. Теперь он выступал не как
источник информации, а в роли консультанта, организатора процесса обучения,
контролера в оценке уровня формирования навыка. В ходе занятий у них
выработался навык самостоятельного поиска интересующего объекта в компьютерной
программе. Применение ИТ (как показали наблюдения, итоговые срезы,
тестирование) в процессе обучения гуманитарным предметам позволило максимально
активизировать деятельность студента в учебном процессе, развить креативные
способности личности, повысить уровень
усвоения языковых, литературоведческих знаний и отчасти поднять общий
культурный уровень обучаемой аудитории.
литература
1. Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности
изучения наук. – Е., 1984.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. Москва: Academia 2000 , с.111
3. Каланова Ш.М. Персонификация
профессионального обучения в системе университетского образования. Алматы:
Гылым, 1998. – С. 198.