Педагогические науки/ 5.Современные методы
преподавания.
Танирбергенов
М.Ж., Нуржанова Г.А.
Южно-Казахстанский государственный
университет имени М.Ауезова, Казахстан
Дидактическая игра как
одна из технологий обучения изобразительному искусству
Дидактическая игра как одна из технологий
обучения изобразительному искусству при умелом сочетании с другими технологиями
и методами дает хорошие результаты. На уроках изобразительного искусства можно
использовать игровые технологии в
качестве урока обобщения изученного материала или любого его этапа. Через игру
устанавливается контакт, канал связи с внутренним миром ребёнка. Ученик
свободен, раскрепощён, в учителе он видит друга. В такой обстановке взаимного
доверия и доброжелательности можно умело управлять процессом познания. Игра
создаёт эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, положительно сказывается
на развитии художественного творчества.
Использование дидактических игр на уроках
изобразительного искусства способствовало осуществлению следующих учебных
задач:
- повышение у учащихся интереса к
изучаемому предмету;
- активизация участия школьников в
подготовке и проведении урока;
- создание благоприятных условий для
развития каждого ученика, проявления его способностей и интересов;
- развитие самопознания (за счет снижения
барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном
уровне);
- развитие
всех психических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, способностей и
умений;
- установка
более тесной связь с внутренним миром ребенка в процессе создания на уроке
обстановки доброжелательности и взаимного доверия;
- создание
эмоционального настроя, что, в свою очередь помогает развитию художественного
творчества учащихся;
- развитие памяти детей,
внимания, сообразительности, расширение их общего кругозора;
- повышение творческой
активности учащихся, уровня самостоятельности в процессе овладения знаниями.
Организация и
проведение дидактических игр – довольно сложная задача для учителя. Поэтому в
ходе проведения дидактической игры учителям было рекомендовано обязательное
соблюдение следующих основных условий (по Е.В.Карповой) [1, с19,20]:
- Наличие у педагога определенных знаний и
умений относительно дидактических игр. При проведении дидактической игры должна быть обеспечена ее четкая
организация. Учитель должен, прежде всего, четко сформулировать обучающую и
воспитательную цели игры, уяснить для себя, какие умения и навыки дети освоят в
процессе игры и какому моменту игры следует
уделить особое внимание.
Время
проведения игры должно быть четко спланировано.
Необходимо
определить количество учащихся, участвующих в игре. Оптимальный вариант – когда
в игре участвует каждый ребенок. Если же игровую деятельность осуществляет
только часть учащихся, остальные должны исполнять роль экспертов, судей и т.д.,
то есть тоже принимать непосредственное участие в игре.
Важно
продумать заключение игры. При подведение итогов следует оценивать и качество,
и быстроту выполнения детьми игровых действий. Главное – постоянно
демонстрировать детям их достижения: проявление личных качеств, настойчивость,
взаимовыручку и т.д.
- Выразительность проведения игры. Чтобы обеспечить интерес детей, желание
участвовать в игре, игра должна быть эмоциональной, легкой и
непринужденной. Высокая активность,
эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости
участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту,
теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что
участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к
противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в
ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять
новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание
человека, то эффект убеждения будет более сильным.
- Необходимость включения педагога в игру.
Учитель является одновременно и участником, и
руководителем игры. С одной стороны, учитель должен обеспечить в ходе игры
реализацию поставленных обучающих и воспитательных задач, с другой, - выполнять
второстепенную роль, незаметно направляя игру в нужное русло.
- Необходимо оптимально сочетать
занимательность и обучение. Учитель должен помнить и о том, что за игрой стоит учебный
процесс, и главная задача педагога – сделать серьезный учебно-трудовой процесс
детей занимательным и продуктивным.
- Средства и способы,
повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как
самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
- Между педагогом и детьми
должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. К важнейшим свойствам игры относят тот
факт, что в игре и дети, и взрослые действуют так, как действовали бы в самых
экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь
высокий уровень активности достигается ими почти всегда добровольно,
без принуждения.
- Используемая в дидактической игре
наглядность должна быть простой и емкой.
Большое
значение при организации учебной игры имеет подбор дидактического материала и
пособий. В ходе экспериментальной работы при проведении игр учителями
использовались следующие дидактические средства инновационной наглядности,
предложенные О.В. Канарской [2, с160]:
-
схема-опора;
-
рисунок-опора;
- опорный
конспект;
- компакт;
- крок;
- видеоклип.
Все
перечисленные средства креативны, т.е. ориентированы на ученическое творчество.
Они не являются средствами одноразового действия и этим во многом определяют
вариативный характер инновационной методики.
Применение
на уроках изобразительного искусства этнокультурной технологии обучения
способствует формированию у школьников диалогического сознания и мышления,
выражающегося в умении сравнивать смысловые спектры различных художественных
культур.
В
ходе проведенного исследования нами была разработана и внедрена в практику
обучения изобразительному искусству учащихся 5-6 классов система уроков с
использованием этнокультурной технологии, с целью знакомства учащихся с культурой, искусством,
обычаями и традициями казахского народа и народов Казахстана, способствующего реализации задач
поликультурного воспитания.
Указанные выше технологии, используемые
нами в преподавании изобразительного искусства, в своей основе предусматривают
индивидуальный дифференцированный
подход к обучению и воспитанию
учащихся 5-6 классов. Данные технологии отнесены нами к наиболее приемлемым,
так как в условиях существующей у нас классно-урочной системы они наиболее
легко вписываются в процесс преподавания изобразительного искусства, могут не
затрагивать содержания обучения, определенного стандартом и государственными
программами. Эти технологии позволяют учителю достигать целей, поставленных
стандартом образования и программой по изобразительному искусству,
традиционными или альтернативными методами, сохраняя все достижения
отечественной дидактики и частных методик.
Таким образом, на данном этапе эксперимента нами была осуществлена
реализация интегрированной, игровой и этнокультурной технологий обучения в
преподавании изобразительного искусства в 5-6 классах. Ведение уроков с
использованием инновационных технологий обучения осуществлялось по единым
поурочным планам, что в значительной мере способствовало получению объективных
результатов исследования.
Литературы:
1.
Карпова Е.В.
Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития,
1997. - С.6, 7, 8, 12, 14, 15, 18, 19, 20, 24.
2.
Канарская
О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход).
Книга для учителя. – Санкт-Петербург: Сударыня, 1994. – С.5-8, 160.
3.
Айдарова
З. Изобразительное искусство // Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.
– Алматы: Атамура, 2002. – 111 с.
4.
Коменский
Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1. – С.329.