Ценностные установки формируемые в современной семье.

 

         Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве [1].

         Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.  Согласно некоторым научным теориям,  именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем [2]. 

         По словам А.И.Герцена, «семья начинается с детей». Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

          Жизнь семьи протекает как  в материальной, так и в духовной сферах, именно в ее рамках сменяются поколения людей, в ней человек рождается, именно с ней достигается основное биологическое и социальное и культурное воспроизводство человека и человечества. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений.

        Например, в современной Германии единство и постоянство понятий «семья», «брак», «родители», «мать», «отец» и т.д. замалчивает и маскирует многообразие положений и обстоятельств, которые за всем этим кроются здесь и разведенные отцы, отцы отдельных детей, отцы-одиночки, внебрачные отцы, отцы-иностранцы, отчимы, отцы-безработные, отцы-«домохозяйки», отцы в совместно проживающих группах, отцы «по уикендам», отцы в семьях с работающими  женами и т.д.[3].

         Одной из важнейших на наш взгляд  функций семьи является воспитательная функция, которая удовлетворяет индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

         С раннего детства человек усваивает принятие модели поведения. Нормы и ценности, при чем это продолжается до тех пор пока не будет достигнут должный уровень адекватности и автоматизма не только действий, но и психических реакций на раздражители окружающего мира. В определенной мере человек «воспроизводит» своих родителей, принятые ими нормы, ценности, модели поведения, и  это наследование было достаточно типично в рамках традиционной семьи.

                  Семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения)  или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений [4].

              Первичная социализация  следующего поколения происходит в семье, и поэтому семья играет роль не уступающую по значимости и школе и ВУЗу. Культура семьи представляет обучение человека традициям, нормам, ценностям, моделям поведения.

         Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи. С другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

         В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых:

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Доверительное  межличностное общение  формирует  комплекс нравственных чувств и переживаний. Привитые качества с детства  человеку, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям.

В формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются представления о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми [5].

Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.

Необходимой  функцией семьи является подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Основными элементами трудового воспитания   являются: семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Часто в современных семьях наблюдаем оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерную опека, увлечение “словесными” методами, которые нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем по С.Л.Рубенштейну всякая попытка “внести” в сознание ребенка “познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает “самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личности свойств и качеств” [6].

 Основной характеристикой семейного климата являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с товарищами и др. Положительные эмоциональные отношения между членами семьи способствует развитию сотрудничества между ними, а следовательно, и более высокой организации различных сторон жизни семьи, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на ребенка. Особенно сильное влияние на развитие его личности оказывает правильно организованный досуг.     

         Очень важно вводить в сознание ребёнка необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает: а) знание этикетного правила; б) понимание его разумности и необходимости; в) умение применять его прагматически; г) эмоциональное переживание от его выполнения [7].

         Таким образом, семья является основой для формирования ценностей и становления личности ребенка.

Список литературы:

 

1.    Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография.. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 27—53

2.    Коротаев А. В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и средневекового Востока / Отв. ред. Васильев, Д. Д., и Волков, С. В. М.: Наука, 1987, с.3-11.

3.    Бек У.Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. Б. Сидельника,Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 149–150.22

4.    Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье»

5.    Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в № 10 – 2003

6.    Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, доп.-Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

7.     Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности//Вестник УРАО, 2008,№5 С 21-30