К.п.н., доцент Мусабекова Г.З.

Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати, Казахстан

Формирования нравственных привычек в решении проблемы единства знаний и поведения

 

         Общеизвестно, что главное место в нравственном сознании занимают знания. Только в системе нравственные знания оказывают влияния на личность и формируют нравственные понятия об отношении к обществу, коллективу, самому себе.

         Многие исследователи склонны искать причину расхождения нравственных знаний и поведения в неполном или искаженном использовании для этих целей содержания образования. Многие из них пришли к выводу о необходимости специальной организации “корректировки” нравственных понятий, более эффективного использования возможностей обучения, усовершенствования учебного процесса, введение уроков по теории морали, рассматривая проблему единства знаний и поведения, прослеживая взаимосвязь между различными категориями знаний и поведения.

         В связи с актуальностью проблемы воспитания у детей единства слова и дела предприняты попытки многих исследователей разработать методику, позволяющую более или менее достоверно выявлять уровни воспитанности учащихся и служащую делу улучшения организации учебно-воспитательного процесса, который составляет основу в решении проблемы единства нравственных знаний и поведения школьников. Этому посвящены исследования Е.В.Бондаревской, А.В.Зосимовского, И.С.Хазовой. Правда, их методики носят частичный характер и требуют специальной подготовки, что часто исключает возможность их применения в массовой практике.   Особенности новообразований младших подростков вносят не только противоречия в нравственном развитии, но и сложность в определении нравственной воспитанности. Важным в решении этого вопроса является определение  трех этапов в развитии нравственности школьников, где третий этап выступает как качественно высший в нравственном развитии, при котором “нравственные нормы общества, проходя через сферу интеллектуальной жизни, усваиваются как система убеждений, жизненных идеалов”.

         В подростковом возрасте, когда интенсивно формируются мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении, большую роль играет направленность ребенка.

         Изучение коллективистской направленности личности подростка, в основе которой лежит коллективное мнение, получило особенно широкое распространение в  педагогике и психологии.  Глубоко обосновано положение о том, что мнение коллектива играет важную роль в формировании личности школьника, является мощным стимулом развития его потребностей, интересов, чувств, идеалов, способствует формированию должных привычек и норм поведения. 

         Важное значение для механизмов влияния общественного мнения на личность учащегося имеют исследования социально-психологических проблем коллектива. Коллективное мнение рассматривается ими как важное средство воспитания, благодаря которому реализуется воспитательная функция коллектива учащихся. Данные исследования значительно углубляют и расширяют понимание методики параллельного действия, вооружают дополнительными средствами воспитания личности подростка, тем более, что, как доказано учеными и практиками, коллективное мнение как средство  воспитания еще не всегда используется эффективно в школах.                    Общеизвестно, что младший подросток в силу развития нравственного сознания стремится действовать согласно принятому решению и долгу, сообразовать свой личный интерес с официальными требованиями. Такое подчинение в подростковом возрасте в значительной мере определяется равнением на нравственный идеал, который подросток избрал для себя. Идеал обусловливает “более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его эффективных тенденций, образовывая вместе с другими потребностями и стремлениями сложную констелляцию побуждающих сил, которые определяют поведение”.

         Проблемам идеала и его роли в нравственном формировании личности подростка, посвящены многие исследования. Аргументировано доказано место и роль образов родителей, учителей, друзей, избранных идеалами. Однако в этих исследованиях недостаточно освещен вопрос о путях и средствах борьбы с отрицательным идеалом, который зачастую служит образцом значительному количеству учащихся, стимулируя отрицательный опыт поведения. В данном вопросе  важно создание социально-психологической характеристики личности, современного подростка, классификаций основных методов нравственного воспитания, а также создание определённой системы содержания /" практического материала"/ и разработка правила культурного поведения для подростков. Ценность выработанных рекомендаций заключается, на наш взгляд, прежде всего в том, что они помогают, не только более целеустремленно и систематично вооружать нравственными знаниями, но и приучать подростков к поведению, соответствующему современным этическим нормам.  

         Анализ социально-психологической литературы свидетельствует о значительном интересе исследователей к проблеме единства нравственных

знаний и поведения личности, их исследования составляют значительный вклад в теорию и практику нравственного воспитания. Поскольку проблема очень многогранна, следует отметить, что в ней мало исследований, определяющих уровень нравственных знаний, опыта поведения, формирования общественной направленности и внутриколлективных отношений, взаимосвязь семьи, школы и общественности, создание педагогических условий оптимального влияния нравственных знаний на поведение младших подростков в условиях школы-интерната.