Некоторые
стилевые особенности башкирских повестей
Начало к смешению жанров, к синтезу разных стилей в
современной башкирской прозе было положено М.Каримом в повестях «Долгое-долгое
детство» (1976), «Помилование» (1989). В повести «Долгое-долгое детство» соответственно
для воссоздания драматической, критической ситуации – полубессознательному состоянию тяжелораненого солдата, лежащего
на поле брани и вспоминающего свою жизнь, – используется прием смешения
реальности и фантастического, факта и символа, сна и яви, конкретности и
условности. В художественной ткани произведения история и сегодняшний день,
детская непосредственность, эмоциональность, искренность, душевная чистота и
зрелость, аналитичность ума, философичность восприятия всего мироздания умудренного
жизненным опытом аксакала тесно переплетаются, образовывают естественный сплав
различных начал. Синтез сурово реалистических, биографических,
условно-символических, мифологических и народнопоэтических, эпических и
лирико-романтических стилей в повести способствовали яркому показу человека во
всем его многообразии, величественности, гражданственности,
духовно-нравственной устремленности.
Во второй половине 80-х г.г. в связи с обострением
негативных явлений во всех областях жизни общества и, прежде всего, в
нравственно-духовной, проявилась тенденция, подтолкнувшая писателей к поискам
новых, эстетически более действенных приемов отражения действительности, к
использованию различных жанрово-стилевых начал и возможностей. Этапной в этом
отношении стала повесть «Помилование», которая дала мощный толчок к рождению
целого направления – условно-метафорического. Военные реалии в повести рисуются
в сурово реалистическом стиле, любовь Зуха и Марии-Терезы передана в
романтических красках, обличение равнодушия к человеческой судьбе – в остро публицистическом тоне. Суровая
реалистичность, романтическая возвышенность, мифологическая таинственность –
своеобразный синтез реализма, романтизма, мифологизма, символики, условности,
иносказательности, публицистики делают необычным, новым повествование о
внезапно вспыхнувшей неземной любви двух молодых людей и трагедии, постигшей
солдата. Цепь случайностей поворачивает судьбу героя в необратимо трагическую
сторону, «казенное» отношение к одной, но Человеческой судьбе, желание наглядно
продемонстрировать мощь военно-административной машины приводят к гибели.
Светлый, радостный тон, окрыленное огромной любовью душевное движение Любомира
и ничем не оправданная казнь молодого, мужественного солдата, не успевшего даже
вступить в первый бой с врагом, –
резкий контраст потрясает души читателей. Глубокий философский подтекст
заставляет задуматься об общественной морали, о системе нравственных ценностей,
о бесценности человеческой жизни. В повести, по большому счету, поднимается
вопрос поиска универсальных основ бытия.
Поворотные, полные трагедии исторические периоды жизни
народа на протяжении всего ХХ в., губительное влияние социально-общественных
явлений на судьбу человека в романе Г.Хисамова
«Девятнадцатый» (2003), повестях Б.Рафикова «Араб» (1996), Ф.Акбулатовой
«Вкус меда – на шиповнике» (2003) изображены в стиле сурового реализма и
крылатого романтизма с элементами детектива и приключений. В повести
Э.Агзами «Уголок рая» в реалистических и сатирических красках с едким сарказмом освещаются царящие в 90-е
годы в обществе негативные явления. Характеристики персонажей, их портретные
описания, имена, речевые особенности,
подтекст, символика – все это выполняет функцию разоблачения морального
облика современного общества.
К ярким образцам условно-метафористической прозы
относятся повести Р.Султангареева «Люди» (1999), А.Аминева «Снежный человек»
(1996), «Китайгород» (2001), «Танкист» (2003), «Камень Усмана» (2005), «В одном
ковчеге» (2010). Соединение двух различных способов отображения объективной
действительности: мифосимволического и классически-реалистического, синтез
реализма и фантастики, выдумки и условности - характерно для рассказов и
повестей Т.Гиниятуллина «Новое сердце» (1997), «Посещение кладбища» (1997), «Атака», «Возвращение», «Каска» (1998), «Туннель» (2001), «Чернозем» (2002), «Одинокий дом в тумане» (2003), «Волк» (2004), «Ворота» (2005) и др. Повести А.Хакима
«Ящик
Пандоры» (2000), «Ворота вселенной» (2002), Р.Камала «Любовь
дьявола» (2004) полностью построены на
иносказании, на символическом подтексте раскрытия сути современного общества. В этих
произведениях миф и социально-историческая реальность создают единую картину
мира. Как в мировой литературе в широко известных повестях и романах
Т.Манна, О.Хаксли, Дж.Оруэлла, В.Пелевина, Ф.Искандера,
Ч.Айтматова, так и в повестях
башкирских писателей границы между свеобразным двоемирием –
условным и реальным – открыты, герои свободно передвигаются из одного мира в
другой. В центре внимания ставится
поиск истины, предупреждение о деградации общества, стремление выразительнее
показать степень опасности забвения народом духовных ценностей. Тесное
переплетение мифологии и реальности, сегодняшнего дня и общефилософского плана,
суровой реалистичности и романтической возвышенности дают возможность раскрытия
величия духа человека. Мифологически-фольклорный материал вызывает новые
интерпретации образов, сюжетов в литературном контексте, их смысл
образовывается из двойной проекции на современность и ушедшую в прошлое эпоху.
Легенды и мифы дают возможность показать глубинные истоки мировосприятия и
психологии героев, преемственность духовных и нравственных традиций, при помощи
ретроспекций, различных средств
фольклорно-мифологической поэтики отражать острейшие общественно-социальные и
нравственно-философские проблемы сегодняшнего дня.