СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ
НГАУ, ассистент кафедры украиноведения
Проблема духовности
прочно вошла в науку последней трети XX века, что вызвано многими объективными
обстоятельствами, главными из которых являются: понимание того, что
экономическое процветание и технический прогресс без развития духовных сил
человека не принесут ему подлинного счастья и ощущения радости жизни; интерес к
сущности человека и попытками осмыслить его феномен с позиции современного
научного знания; появление новой антропологической парадигмы, пытающейся найти
место духу, духовности, душе, человечности, необходимость осмыслить феномен
духовности в соответствии с современными тенденциями психологии, стремящейся к
переосмыслению своего исторического опыта, к преодолению фрагментарности знаний
по отдельным проблемам, в том числе по проблемам души, духа, духовности;
созидательный характер современной науки, стремящийся к единству нового знания
и сохранение ранее достигнутого, создание нового на основе переработанного и
осмысленного старого; необходимость интеграции в рамках фундаментальной
философской теории колоссального объема материалов по психологии духовности;
значимость выявления особенностей философского, религиозного и психологических
подходов к духовности для более полного и всестороннего ее изучения; важность
совершенствования обучения и воспитания в условиях все усложняющихся отношений
человека с окружающим миром; желание осмыслить и выявить механизм «субъектности» через призму духовности, а также способность
быть творцом своей истории, инициировать и осуществлять самопознающую деятельность, общение и другие специфические
виды человеческой активности, выявлять новые аспекты бытия и личные
потенциалы. Наш интерес к проблеме духовности вызван, в первую очередь, ее
сложностью и экстенсивной разработанностью. Ни одна
философско-культурологическая проблема не
получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность.
Таким
образом, разработка проблемы духовности имеет большое теоретическое и практическое значение.
Адекватными
современными методами изучения духовности являются субъективные, которые, одновременно
стимулируют самопознание и духовное саморазвитие.
В качестве основных
принципов изучения духовности выступают положения о духовной стороне бытия
человека как особой форме отражения объективного мира, как дополнительного средства ориентации в мире и взаимодействие с
ним; а также о принципиальном единстве материального и духовного при
кажущейся независимости, эмансипированности, оторванности последнего; общефилософские принципы развития, детерминизма,
активности, системности, единства сознания и деятельности, ряд положений – Л.С._Выготского, С.Л._Рубинштейна,
Б.Г._Ананьева, В.С._Соловьева,
И.А._Ильина, Д.А._Леонтьева, В.П._Зинченко,
А.А._Ухтомского, М.К._Мамардашвили,
В.И._Вернадского и др. о развитии высших психических функций, об
образе жизни и жизненном пути
личности, становлении субъективности,
целостности, автономности человека,
качественном своеобразии человеческой
психики, саморазвитии,
ответственности в выборе
варианта собственной судьбы, о субъективной реальности как отражении
жизни в образе индивидуального жизненного пути, о жизненной детерминации психики человека и его
объект-субъектного единства. Религия, как и философия, и наука в целом, подчеркивают духовное начало
в человеке, отличающее его от животного.
Специфичность
духовности как явления одновременно объективной и субъективной реальности часто
порождает противоречие. У многих ученых
не вызывает сомнения тот факт, что духовная жизнь человека
тесно связана с практической
материальной стороной, а роль и место духовного в его реальной
жизнедеятельности определяются условиями его воспитания и обучения, а также
собственной активностью человека. Человек – духовен, но ему предстоит еще стать
духовным, отмечал В.П._Зинченко. Духовность
является той потенциальной сущностью человека, которая обеспечивает ему
полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального
опыта с целью преобразования собственной природы. Особую важность всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного
потенциала человека с помощью собственных усилий приобретает в
настоящее время, отмеченное, по мнению
исследователей, снижением веры в науку и прогресс человечества, обращением
к антинаучным
веяниям, таким как оккультизм и различным псевдонаучным теориям,
неверием человека в свои силы, утратой философских традиций в осмыслении жизни
и сущности человеческого бытия, росте агрессивности
и снижения ценности человеческой жизни и т.п. В этих условиях особенно важным является адекватное понимание
духовности, так как сам термин начинает
приобретать статус модного, и «применяется так же теми, кто несет бездуховность,
душевный разлад, нарушение гармоничности в человеческую суть». Поэтому одной из главных задач современной науки мы считаем не только
разработку проблемы духовности в теоретическом аспекте, но и в психологическом
обеспечении и сопровождении духовного развития человека, в обучении его
противостоять перед лицом всеобщего регресса и неблагоприятным прогнозам относительно будущего всей планеты и
человечества и осмыслить жизнь во
всех ее сторонах.
Литература:
1. И.А. Ильин. Путь духовного обновления. - СПб.:
Издательство «Библиополис» - 2006.
2.
Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 3 ч. Ч.3. – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1997.
3. В.И. Вернадский. Научная мысль как планетарное явление. –
М. 1991.