Религиозный экстремизм.
Назарбекова З.М., ст.
преподаватель кафедры
философии КГУ им.
А.Байтурсынова
Понятие экстремизм означает нахождение в
наиболее удаленной точке от центра. Экстремизм в религии - это удаленность от
основы в вероубеждении, мыслях и поведении. Главное последствие экстремизма –
отсутствие баланса и безопасности в жизни отдельной личности, семьи, общества.
Религиозный экстремизм – явление неслучайное и имеет объективные причины
появления Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть
религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими,
интеллектуальными. Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его
взаимоотношениях с членами семьи, родствениками, а при более глубинном анализе
может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и
окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией
и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями,
светским и божественным. Такие противоречия могут привести какую-то часть
молодежи к нетерпимости и агрессии.
Главной причиной религиозного фанатизма
является отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии. Любой
фанатизм характеризуется односторонней увлеченностью какой – либо идеей без
учёта. объективных закономерностей
происходящих событий. Отсутствие понимания сути вещей и глубоких знаний,
умения грамотно ориентироваться в веренице событий, намеренные и ненамеренные
ошибки внутриполитической и внешнеполитической деятельности стоящих у власти людей,
а так же направленное на
программирование психологическое воздействие на человека напрямую ведут к фанатизму.
Человек может искренне верить в то, что
обладает глубокими знаниями, когда в действительности его понимание может быть
поверхностно и несистемно..
Отсутствие правильного понимания целей и
внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной
нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера:
раздражительности, агрессивности, злословию, высокомерию, подозрительности,
ненависти. Безотчетное следование буквальному смыслу текста и пренебрежение
глубинной сущностью и стратегическим назначением религии ведёт к религиозному
фанатизму.
Первым признаком экстремизма является
фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо
следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют
экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей, объективные
обстоятельства и стратегические цели религии.
Вторым признаком экстремизма является
показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить
других поступать так же.
Экстремизм приводит к намеренной
чрезмерности в совершении религиозных ритуалов и поведении, как в обязательных,
так и в дополнительных и добровольных аспектах поклонения. Подобное отношение к
выполнению религиозных предписаний и в особенности принуждение к нему других
людей абсолютно неприемлемо и создает в обществе недопустимый уровень
социальной напряженности (между представителями различных религий, внутри
конфессий, между молодым и старым поколением, родителями и детьми).
Третий признак религиозного экстремизма –
отказ от следования закону приоритетностей, ведущий к неуместности и
несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний и законов.
Четвертый признак религиозного экстремизма
проявляется в грубой и резкой манере общения с людьми, в жестком и категоричном
подходе в донесении информации об Исламе. Подобное отношение не соответствует
элементарным кораническим принципам.
Духовная реформация, направленная на
улучшение нравственной этики должна затрагивать самые глубинные пласты разума и
психики человека – его образ мышления, эмоциональную сферу, систему ценностей и
стереотипов. Этого можно достичь, только применяя мягкий взвешенный подход,
учитывающий особенности человеческой природы.
Религиозность должна оздоравливать
индивидуума и общество на всех уровнях и вносить позитивный элемент в
отношениях между людьми.
Религиозный экстремизм проявляется во всей силе в тот момент,
когда одна изолированная группа начинает угрожать безопасности большинства,
разрешая применение физического насилия.
В условиях роста религиозного экстремизма воспитание
у молодёжи веротерпимости, гуманного отношения друг другу, понимания истинного
назначения всех мировых религий, правильного толкования религиозных текстов
играет огромное значение на сегодняшний день. Введение религиоведения как обязательной
учебной дисциплины в высших учебных заведениях нашей страны является правильным
решением в деле предотвращения религиозного экстремизма.
В многонациональном Казахстане особое
внимание обращается на отделение религии от государства. Несмотря на светский
характер государства, создаются все
условия для разумного решения всех проблем в вопросах религии без нарушения прав и свобод граждан в нашей
стране; свобода вероисповедания; признание мировых религий; принятие законов,
регулирующих отношения между государством и религией; запрещение законом
деятельности религиозных сект, сеющих вражду и ненависть между людьми.