ПРАВО/1. История государства и права

 

 

Рубцов Д.И.

Владимирский юридический институт ФСИН России, Россия

К вопросу об актуальности изучения консерватизма на современном этапе развития Российского государства

 

21 ноября 2009 года на XI съезде правящей партией «Единая Россия» в качестве официальной идеологии был выбран консерватизм. Это событие вызвало ряд негативных оценок, противоречивых вопросов и сомнений по поводу совместимости такого решения с провозглашенном до этого политическим курсом президента России на модернизацию страны [2, С. 48]. Так, например, было высказано мнение, что такая консервативная модернизация страны приведет к свертыванию многих завоеваний демократии, а именно: к сокращению количества политических партий, ограничение пассивного избирательного права граждан, сужению сферы деятельности общественных организаций.

Проблема здесь заключается в том, что в современном российском обществе еще господствует сформировавшийся в течение достаточно длительного периода времени (1917 – 1990-е гг. XX века) стереотип о негативной роли консерваторов в мировой истории в целом, и в российской, в частности. Так, по статистике, только у 4% россиян термин «консерватизм» вызывает положительные эмоции [6, С. 41]. У большей части населения это слово, по справедливому заключению исследователей [4, С. 50], вызывает раздражение и вводит в заблуждение.

На наш взгляд, причина такого отношения заключается в отсутствии адекватного понимания сущности явления «консерватизм», обусловленного в первую очередь размытостью границ и неточностью содержания понятия обозначаемого исследуемый феномен.

В энциклопедической литературе долгое время формировалось такое определение консерватизма, которое заведомо накладывало на него негативный отпечаток.

Так, например, философский энциклопедический словарь квалифицирует консерватизм как идейно-политическое течение, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития. Носителями идеологии консерватизма выступают общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков. Характерные особенности консерватизма – враждебность и противодействие прогрессу, приверженность к традиционному и устаревшему [9, С. 273].

Другие словари также подчеркивали, что для консерватизма характерна приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органичного развития [1, С. 563]. Среди важнейших проявлений консерватизма они акцентируют внимание на требовании реставрации старых порядков, восстановлении утраченных позиций, идеализации прошлого.

На наш взгляд, подобное определение искажает сущность исследуемого явления и влекут за собой ряд заблуждений. Так, в научной литературе распространено мнение о том, что консерватизм как направление политической мысли таит в себе ряд опасностей: «он обезличивает народ, представляет его как некую общую массу; возвращает нас назад к состоянию господства принципа коллективизма, подчиненности личности обществу, государству» [2, С. 48].

Современные издания, пытаясь избежать ошибок своих предшественников, предлагают менее категоричные и более корректные, на наш взгляд, определения: например, консерватизм – мировая идеология (наряду с либерализмом и социализмом), представители которой выступают за сохранение традиционных ценностей, обычаев, социальных институтов и стремятся избегать радикальных изменений политической и социальной сферах жизни общества [8, С. 260].

Существует также определение консерватизма как особого политического курса и даже особой социально-психологической установки. А некоторые теоретики консерватизма утверждают, что изучаемый феномен является образом мысли, привычкой, стилем жизни.

В этой связи наиболее обоснованной нам представляется позиция А.В.Корнева, который, характеризуя этот феномен, сделал акцент на двух моментах: во-первых, консерватизм как и любое общественное явление не укладывается в заранее определенные схемы; во-вторых, консерватизм никогда не является застывшей категорией, а постоянно развивается, принимая новые черты [5, С. 59]. Вопреки распространённым определениям учёный предложил трактовать «консерватизм» как определённый тип мышления, который создаёт своё представление об окружающем мире и человеке в нём [5, С. 59].

Начало XXI века – новый этап в развитии истории русского консерватизма. Обращение к нему после длительного периода забвения, вызвано тем, что общество устало от радикализма, бесконечных перемен, нестабильности. Поэтому ему хочется надёжности, хочется иметь страну «предсказуемого завтра» [5, С. 35], чего не смогли, как показал исторический опыт, обеспечить либералы. Провал либеральных партий на двух последних выборах в Государственную думу ярко показал, что «либерализация, а также связанный с нею процесс всеобщей стандартизации (американизации, «выглаживания» индивидуальных особенностей под англосаксонский стандарт) идёт к завершению [7, С. 8]. Идеи либерализма стали терять популярность не только у представителей власти, но и у большинства россиян.

История российского консерватизма свидетельствует о том, что его возникновение всегда было обусловлено осознанием опасности, грозящей Традиции, интерес обострялся особенно, когда подвергались угрозе традиционные социально-культурные, политические и правовые формы [3, С. 209].

Ведь главная функция консерватизма – охранительная, реализация которой направлена на защиту традиционных для национальной культуры и национальной государственности ценностей и институтов.

Поэтому, в настоящее время именно консерватизм является главным претендентом на роль идеологической основы российского государства, и его правовых и политических институтов.

Указанные обстоятельства открывают перспективы для изучения консервативного наследия, значимость которого неоднократно подчёркивалась. Например, на круглом столе, посвящённом проблемам русского консерватизма; в рамках разработки диссертационных исследований; в контексте различных публикаций; деятельности центра консервативных исследований и т.д.

Тем более что в отечественной юридической науке, по справедливому замечанию исследователей, сложилась уникальная познавательная ситуация: «от господства марксистской философской и научной парадигмы мы ушли, период «ура-либерализма» постепенно преодолевали и так же постепенно осваивали консервативно-правовую эпистему» [7, С. 3].

Таким образом, оценивая ситуацию, сложившуюся в современной России, необходимо отметить актуальность исследования консервативных правовых концепций, которая вызвана не только политическими соображениями, но и имеет огромную теоретическую и практическую значимость.

Литература:

1.                 Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 2000.

2.                 Ерыгина В.И. Консервативная модель государственно-правового строительства в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9.

3.                 Карцов А.С. Россия: консерватизм и право (к постановке проблемы) // Lex Russica. Научные труды МГЮА. М.: Изд-во МГЮА. 2006. № 2.

4.                 Клинтон Росситер Консерватизм // Век и мир. 1991. № 5.

5.                 Корнев А.В. Консервативная и либеральная теории государства и права в России (XIX - начало XX вв.). Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.01. М., 2004.

6.                 Моисеенко А. Консервативная идеология в современной России: тенденции и перспективы // Современные проблемы юридической науки. Материалы III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых исследователей, 26-28 апреля 2007 г. Челябинск: Полиграф-Мастер. 2007. Ч. 1.

7.                 Мордовцев А.Ю. Стратегии консервативной правовой политики в модернизирующейся России // Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: VI Международная научно-практическая конференция. Национальные основы российской правовой политики в условиях глобализации. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ. 2009.

8.                 Новая российская энциклопедия: В 12-ти т. / Под ред. А.Д. Некипелова. Т. 8 (2). М., 2011.

9.                 Философский энциклопедический словарь. М., 1989.