Исмаилов М.А.,

д.ю.н.,профессор.

 

 

Государство и право Дагестана: историко-правовой экскурс

 

 

Кавказ это древнейший очаг цивилизации, где выработалась богатейшая культура, объединил собой Европу и Азию как географически, так и цвилизационно. Нет на земле другого такого места как Кавказ где было бы,  представлено   столько разных народов и народностей и, по сути, древнейшая история, начиная со времен Ноя.

Тысячелетиями этот процесс формировал неповторимую панораму разнообразных государств   и культур  меняющихся, канувших в лета истории вновь восстающих и дошедших до нас. Эта земля видела легендарных полководцев со своими армиями, почувствовала великое переселение народов, была в гуще событий последних лет, и сегодня мы являемся очевидцами уникального явления и  ситуации когда армии прошли народы переселились, а народы Кавказа продолжают жить и творить, продолжая историю тысячелетий.

Итак, на Кавказе  практически каждый метр дает возможность и оттолкнувшись проследить историю возникновения особенности становления и причины развития государственности и права населяющих ее народов. В данном случае Дагестан -  это «миникавказ» где представлено большое количество народов, древнейшая история и многовековой опыт государственности.  На  земном шаре живет около трех тысяч народов ,  в Дагестане (50 тыс.. км2) сосредоточено более 60 народностей, из них 22 коренных  и десятки этнографических групп. Сосредоточение в Дагестане такого большого количества народностей и этнографических групп   является уникальной особенностью.  Отсутствие письменных источников не дает нам возможности установить когда, как и какие государственные образовании впервые возникли на территории Дагестана. Археологические раскопки, проведенные в последние годы в Да­гестане, позволяет высказать предположение о том, что бурное развитие производительных сил в эпоху железного века (она 1-е тыс. до н. э.) привело к глубо­ким изменениям в общественной жизни племен Северо-восточного Кав­каза. В обществе того времени все сильнее наблюдается усиление имущественной дифференциации, накопление богатства в руках семей, т. е. наблюдается интенсивный распад первобытнообщинного строя.

Усиление имущественного и социального неравенства выделение и обособление из основной массы населения дружинников и племенной знати, их обогащение создало предпосылки для появления наследственной власти. Становлению наследственной власти способствовали и войны, которые усиливают власть и авторитет верховного началь­ника, равно как и других вождей. Таких вождей, видимо, имеют в виду античные авторы, сообщая, что племена восточного Кавказа … управлялись своими "царями". Это сообщение позволяет считать, что на территории Дагестана еще до начала нашей эры возник­ли государственные образования.

Возникновение государственности на территории Дагестана явилось результатом длительного и закономерного процесса социально-экономического развития местного общества. Безусловно,  подпитываемая традициями государственного строительства  государств региона, однако со временем в трудах античных авторов мы обнаруживаем свидетельство того что на территории Албании дагестанцы,  во всяком случае, в политической системе были представлены « царями» не оспаривая эту тему, отметим, что территория расселения дагестаноязычных народов обширнее той, которая  ныне представлена границей РД.

 Мы и сегодня являемся свидетелями этого процесса в 2011 году был заключен договор о разделе бассейна реки Самур благодаря чему два села с гражданами РФ оказались в составе соседней республики но вопрос был решен и дагестанцы включены в программу по переселению -т.е. административная граница стала государственной, аналогичная ситуация и в Грузии где с Алазанской долины почти завершен исход дагестанцев- оставив эту ситуацию на суд истории отметим, что сам термин Дагестан географически объединял все  народы и что важно объедение было продиктовано разнообразными причинами.

Процесс формирования был длительным и тут сложилась интересная ситуация когда на одной территории удивительным образом вписалось не только большое количество народов но и проявились особенности государственного устройства и правовых институтов.

По мнению А.Е.Криштопы  первое упоминание топонима «Дагестан» в датированном тексте — это «Завещание Андуника» 1485 г. Гораздо раньше, однако, появилось представление о некоем историко-геогра­фическом целом, сложившемся между западным берегом Каспия и восточной частью Главного Кавказского хребта, с горным ядром по обе стороны Дербента  — первое письменное указание на него в иноземном историческом сочинении связано с событиями 1264 г., оно означено там как «Лекзистан»7[1]. Образование этого историко-географического целого было, по-видимому, итогом доста­точно длительного предшествующего процесса интеграции горных земель Северо-Восточного Кавказа. Глубинная опора и ареал этого процесса определялись единым, древним и достаточно мощным историко-культурным субстратом, ко­торый оформился здесь не позднее эпохи ранней бронзы. Проявлениями этого интеграционного процесса можно счи­тать и общность исторических судеб дагестанских земель в период халифатской экспансии (VII-X вв.

Безусловно, на этот процесс оказывало влияние и то, что  Дагестан имел номинальное отношение  к государственности  персов, турок-сельджуков монгол, хазар и арабов. В Дагестане сложились государственные образования разнообразных форм от раннесредневековых монархий до сельских обществ имевших статус зависимых полузависимых и совершенно независимых в данном случае от феодальных владений.

Государственные образования имели четко определенную территорию сословия, дружину свои кодексы безусловно процесс   проходил в различных землях Дагестана крайне неравномерно В этом, очевидно, следует видеть главную причину того разнообразия сущест­вовавших здесь политических форм, которое достаточно ясно прослеживается в сообщениях источников о периоде XIII-XV вв. обратим внимание на   владение во главе с династией, наследствен­но обладающей верховной властью    и     самоуправляемую сельскую община. Здесь носи­телем верховной власти выступал «джамаат», что являлось традиционной формой общинного правления.  

Криштопа обращая внимание на то   Дагестан XIII-XV вв. по своей политической структуре остался системой феодальных политических еди­ниц778. Весьма вероятно, что сама изоляция (полная, а затем  частичная) горных земель Дагестана стала фактором их политической консолидации. В самом деле: в ХШ в. горные земли оказались в одинаковом положении, оборонительные задачи встали перед населением каждой из них. История знает немало примеров, когда необходимость обороны от внешней опасности превращается в серьезный объедини­тельный фактор.

Мы согласны с мнением известного дагестановеда в части того что на нынешнем уровне исторических знаний преждевре­менно ставить вопрос о том, почему в Дагестане не сложи­лось единое централизованное государство. Однако право­мерно предположение, что в ХШ - начале XV вв. создались условия для формирования важных политических факто­ров, способствующих окончательному оформлению Дагеста­на как цельной историко-географической единицы.

Однако Дагестан длительное время находился под воздействием переднеазиатской, особенно персидской культуры, а с IX-XV вв.  подвергся воздействию арабо-мусульманской цивилизации. Наибольший подъем в Дагестане исламской культуры отмечен в XVII веке, когда Дагестан становится одним из центров исламизма. С XVIII века и более плотно в XIX-XX веках Дагестан проникает русская и через русскую европейская культура.  Очевидно во все исторические эпохи Дагестан, как и весь Кавказ, являлся и продолжает оставаться уникальным перекрестком встреч великих цивилизаций, сохраняя и создавая  при этом присущую только этому региону нормативно-правовую культуру.

В последующие века государственность   Дагестана консервируясь, представляет собой медленный процесс, где зримо ощущается влияние ислама на суть и содержание форм государственного устройства, где кадий уже правитель, который уже позволяет себе запреты не совсем коранического содержания, к примеру, Акушинский кадий возглавлял всю власть в Акуша-Дарго – он являлся верховным правителем, судьей и военачальником. Он следил за соблюдением норм шариата и адата, разбирал споры, возникающие между отдельными обществами, входившими в федерацию.  Интересен процесс избрания кадия замеченный А.Г.Алиевым он пишет Стоявший во главе Акушинского союза кадий имел наследственную власть, хотя формально совершался традиционный церемониал по «избра­нию» кадия. В «выборах» участвовали представители всех обществ  . Кадий должен был знать богословские догматы и шариат. Процедура его «избрания» происходила следующим порядком: представи­тели всех обществ Акушинского союза собиралась в определенном месте называемом  «Дюзи майдан», и располагались в шести шатрах, но количеству «вольных» обществ. Они выделяли выборщиков-стариков, которые уходили на совещание, оставив кандидата на пост кадия о представителями народа. Правда, кандидат мог быть только из одной фамилии. Посоветовавшись, старики посылали из своей среды двух упол­номоченных чаушей (глашатаев) к представителям народа и объявляли кандидатуру кадия. Если представители народа не возражали, кадий считался избранным.

Главный кадий, имевший резиденцию в сел. Акуша, разбирал важные дела по шариату и адату, объявлял войну, собирал ополчение, назначал сотенных командиров, должен был командовать войсками и идти в бой впереди всех. Он руководил всеми обществами Акушинского союза в  каж­дом обществе, в свою очередь, находились кадии, подчиненные главному акушинскому кадию. В их руках была сосредоточена как светская, так и духовная власть.

Акуша-Дарго являлась одним из самых активных и влиятельных политических структур Дагестана, которая участвовала почти во всех политических событиях, междоусобицах, выступавшая посредником, улаживавшим взаимоотношения феодальных владений между собой и с союзами сельских общин, последних между собой, различных сел между собой и т. д. К акушинскому кадию часто обращались другие владетели и руководители союзов за помощью, советом, посредничеству. К федерации часто обращались шамхалы, уцмии, ханы феодальных владений за помощью. В этот период в Дагестане   веках насчитывалось 13 феодальных владений и более 60 союзов сельских общин — «вольных» обществ. История каждого из этих государственных образований переплеталась с историей соседних им союзов сельских общин и феодальных владений. 

 России началу второй четверти Х1Х века удалось выйти победительницей,  ценой значительных людских и материальных потерь.  Однако вспыхнувшее вослед этому мюридистское движение, возглавляемое имамами растянулось на тридцать пять лет, в течении которых Российская империя была лишена возможности определить статус присоединенных ею дагестанских государственных образований и территорий. Возникшее же в это время на части территории Дагестана государство Имамат знаменовало собой разрыв с традицией дагестанской государственности уже потому, что являлось государством унитарным. Но в начале 1860 года, вскоре после пленения имама Шамиля была образована Дагестанская область.

 Присоединение Дагестана к России, несмотря на колониальную политику и реакционные цели самодержавия, имело объективно-прогрессивные последствия в общественно-экономической и культурной жизни дагестанских народов, связавших свою историческую перспективу с великим русским народом.

Навсегда избавленные от опасности опустошительных нашествий и угрозы порабощения со стороны отсталых восточных деспотий - Турции и Ирана, народы Дагестана получили возможность для развития своей экономики и культуры темпами, значительно более ускоренными, чем когда-либо в своей многовековой предыдущей истории.

 Упразднение политической и административной власти ха­нов и беков было только вопросом времени, и со временем приступило к ликвидации политической власти дагестанских владетелей.

Таков итог развития традиций и особенностей  государственности Дагестана до начала новой истории развития, но уже советской и постсоветской государственности, которые также имеют не менее интересную и насыщенную историю.

 

 

 

 

 

 

 



[1] См.: Рашид ад-Дин. Джами ат-таварих. Т. Ш. Баку, 1957. С. 61. — Там упомянута разведывательная миссия некоего шейха Шарифа Тебризи, посланного Хулагидами в «горы Лекзистана за Дербент», дабы отследить возможное приближение туда с севера золото-ордынских войск. Отсюда следует, что в отличие от прежнего ал-Лакза, в представлении образованных иноземцев XIII в. назва­ние «Лекзистан» охватывало теперь не только земли к югу от бассейна Гюльгерычая, но и горное пространство к северу от Дер­бента, входившее в «ордынскую» сферу влияния, то есть весь Нагорный Дагестан.