Некоторые проблемы развития творческих способностей личности

Ибраимова Ж.К. – канд.пед.н., инспектор по научной работе НИИ Психологии Каз НПУ имени Абая

Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей /1/

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами /2/.

Немов Р.С., Б.М. Теплов, рассматривая проблему способностей, определяют их, считая, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике /3/.

Давая определение способностей, Б.М. Теплов уточняет понимание способностей и считает, что способности имеют три признака:

1.     Под способностями понимается индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2.     Способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3.     Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека /3/.

Способность, по мнению С. Л. Рубинштейна – есть сложное синтетическое образование личности, о способностях человека можно судить по выполнению им определенной деятельности.

Немов Р.С. указывал на обязательное присутствие творчества в любой деятельности, в которой развивается интерес ребенка. Творческая деятельность ребенка должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности /4/. На это же указывал в своей работе «Воспитание творчества» Левин С.А. /5/.

Еще одним условием к деятельности, в которую включаются дети, Немов Р.С. называет её развивающий характер, который заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, как указывает сам автор, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребёнка /4/. Левин С.А. считал, что наилучшей применительно к каждому возрасту является особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно выглядит, как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата /5/.

А.Н. Лук так же указывал на роль воображения, выделяя три типа воображения:

1.     Логическое - выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований.

2.     Критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.

3.     Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.

Таким образом, отметим, что удалось отразить лишь некоторые из точек зрения на проблему развития творческих способностей. Задача педагога заключается в создании условий, возможностей для гармоничного природного развития сущностных сил, способностей и индивидуальных возможностей ребенка. В качестве таких условий может выступать специально организованная среда, которая будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Литература

1.     Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380.

2.     Р. Николе [R. Nichols, 1978]; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989.

3.     Хуторской А.В. «Эвристическое обучение: теория, методология, практика» М: Международная педагогическая академия, 1998.

4.     Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. 2003.

5.     Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978