Технические науки
Магистр Никитюк Е.А., Анарбекова Р.О.
Таразский Государственный Университет имени М.Х. Дулати, Казахстан
Исследование принципа трансформации при проектировании
мобильного комплекта для праздничного стола
Скатерти —
очень древний предмет обихода, вобравшие в свою историю культурные традиции,
представления о красоте и ремесленные навыки разных стран. Они были известны
уже в Древнем Египте, где культивировали лен и хлопок и умели выделывать из
них тончайшие ткани. Египетское полотно,
полуистлевшие фрагменты которого находят в археологических раскопках, было
тонким, иногда с вышивкой, а позднее — с тканой цветной каймой. В дорогие
скатерти вплетались тончайшие золотые нити. Такого же типа были скатерти и на
Древнем Востоке, в Иудее, в Персии, а также в Древней Греции и Древнем Риме.
В Средиземноморье уже за несколько столетий до Рождества Христова и первые несколько
веков христианства скатерти из льна и хлопка были в широком обиходе.
Интерьерные
скатерти возникли в обиходе несколько позже сервировочных. Довольно долго
столы, ставшие уже не разборными, а стационарными, с красивыми резными ножками
и подстольями, ничем не покрывались. Но
к XV веку, открывшему в Европе эпоху
Возрождения, столы стали накрывать специальными плотными тканями. За долгое существование скатерть
претерпела большое количество изменений.
Волокнистый состав ткани, из которой выполнена
скатерть определяет, как она будет вести себя в работе и как долго прослужит. Скатерть может быть изготовлена
из чистого хлопка, льна, полиэстера, а также из смесовых тканей. В настоящее время существует большое
разнообразие скатертей из самых разнообразных материалов. Но классическим
материалом для них так и остались лен и хлопок. Льняные скатерти - это
повышенная износостойкость, легкость в эксплуатации, достаточно дешёвые, экологически
чистые. Однако лен
легко мнется. Поэтому скатерти чаще делают из смешанных волокон - льна с хлопком
или льна с синтетикой. Скатерти
и салфетки, выполненные из полиэстера не мнутся, не садятся, их можно
стирать при низкой температуре, они не линяют и отличаются повышенной
износостойкостью. При этом специальная грязеотталкивающая отделка позволяет
упростить уход за изделиями, поэтому они
очень популярны в ресторанах, кафе и столовых комнатах.
Дизайнера всегда интригует форма вообще,
сопряжение объемов, сочетание разнообразных построений. Творческими источниками
при художественном проектировании объектов промышленного дизайна могут быть
любые явления природы, события в обществе, предметы
действительности, которые окружают дизайнера [1].
Творческими источниками для разработки комплекта для
праздничного стола явились исторические костюмы Древней Греции и Древнего Рима [2].
Так в выбранном творческом источнике особенно привлекательны различные виды
складок и драпировок, которые и были использованы в проектируемом объекте.
Съемные фуршетные
юбки в виде
оборок с бантовыми складками выполнены в двух
вариантах из основной ткани и
отделочной ткани. Многообразие внешнего вида достигается путем использования
принципов морфологической трансформации [3].
Присоединение-отделение
– вид процесса внешней трансформации, который наиболее широко может быть
использован для многообразия внешнего вида изделий данного ассортимента.
Проектируемые
модели скатерти и салфеток имеют не сложную конструкцию, но ее формы за
счет трансформации деталей приобретают интересное сочетание. Резкий
контраст цветового решения позволяют выделить элементы. Съемные фуршетные юбки
скатерти и сборные из двух частей салфетки позволяют многократно, а именно как
минимум четыре раза изменять внешний вид комплекта, не прибегая к покупке
нового. Метод трансформации очень практичен в проектировании данных изделий легкой
промышленности, так например, при загрязнении какой либо части скатерти, нет
необходимости стирать все изделие, достаточно отсоединить необходимую деталь и
почистить, что очень важно для любой хозяйки. Свойства материала – шелка и льна
– придают изделию плавную драпировку. В комплекте
сочетаются различные по фактуре материалы и аксессуары, что демонстрируют
фотографии, представленные ниже.
Рис.1 Варианты трансфоримируемого комплекта для праздничного стола
Литература
1. Рунге В.Ф., Сеньковский
В.В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие.- М.: МЗ ПРЕСС,
2005.-368 с.
2. Брун В.,
Тильке М. История костюма. М., 1996.-173 с.
3. Быков З.Н. и др.
Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных
изделий: учеб. -М.: Высшая школа, 1986.-286 с.