Музыка и жизнь / 6. Композиторы
Буданов А.В., кандидат искусствоведения
ФГБОУ
ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида»,
г.
Москва
Музыкальное искусство российских
композиторов – «семидесятников» ХХ века как философия
Эпоха ХХ века, выделившая «Новую» музыку, а
затем и «Новейшую», приняла постепенно эстетические категории, освоенные
Веберном, Шунбергом, Бергом, Прокофьевым, Стравинским, Шнитке, и другими;
постепенно в мировой исполнительской практике
эпохи укрепились «авангардисты-II» Пьер Булез, Джон Кейдж, Карлхайнц
Штокхаузен, Луиджи Ноно, Оливье Мессиан, Янис Ксенасис, Андрей Волконский,
Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, и другие новаторы. В ХХ веке
рождены новые композиторские техники: серийность, сериализм, алеаторика,
сонорика, репетитивность, стохастические эксперименты, миксты и
ретро-образования; они отразили разнообразие форм художественного
миросозерцания авторов.
Семидесятые годы ХХ века представляют
музыковедческий интерес: в семидесятые
годы в европейской музыке наступает, по определению отдельных авторов, период
ретро, период «новой простоты», период внимания к фольклору и истории и период
разработки музыкального языка, обогащенного новыми возможностями. Композиторы-семидесятники
продолжали традиции мировой музыки, развитие современных техник письма
(додекафония, серийность), поиски оригинальных колористических решений
(сонорика, сонористика), сочинение электронной музыки, использование новых
инструментов. Сочинения композиторов этого времени в выраженном философском
осмыслении бытия, времени, проблем жизни и смерти, других основных
архетипических антиномий воплощали идею об индивидууме как микрокосме в
универсуме макрокосма. Особое течение времени в сочинениях отдельных
композиторов этой группы достигается повторением одного и того же звука,
отдельных звуков и микроинтонаций в сочетании с их быстрым повторением и особое
внимание к звуку, к звучанию отдельных инструментов. Философскому осмыслению
способствовали и оригинальные образно-смысловые названия сочинений как зашифрованные
и недосказанные символы, как метафоры-названия, допускающие многозначные
толкования духовно-нравственных и эстетических проблем. Принцип построения
формы сочинения и драматургическое решение определяется современными
композиторами нередко самыми разными подходами, например: анаграммами городов,
символикой чисел, созданием монограмм, сочетанием звуков, вычлененных их имени
и фамилии адресата с использованием латинского или русского алфавита, или с
фонетическим рядом гласных или согласных из определенной синтагмы и т.п. [1].
Индивидуальный подход к музыкальной форме и тембровая логика замысла также
характеризуют сочинения композиторов этого периода. София Губайдулина, например, отмечала, что особо ценит
партитуры Иваны Лоудовой и
Марека Копелента, композиторов Чехии.
Отметим особенность российской
социокультурной ситуации с 70-х годов ХХ века – социологи выявляли атмосферу
безысходности, мрачного юмора, тревоги и безнадежности на социальный прогресс в
социуме [2]. Особенно тревожно констатировались такие негативные тенденции в
российском обществе как снижение уровня духовных ценностей, социальное
отчуждение, антиобщественные настроения – о таких тенденциях открыто
свидетельствовали деятели культуры, писатели и поэты, социологи и педагоги. В
музыке, естественно, также преобладали драматические и трагедийные мотивы, а
также постоянные поиски новых приемов музыкальной выразительности и новых
музыкальных форм, в частности, поиски поколения композиторов 1970-х, которому
было чрезвычайно сложно не овладеть профессией, а войти в нее». Известна работа
музыковеда Натальи Шантырь, в свое время ставшая «революционной» по отношению к
оценке проблем композиторов-современников: Василий Лобанов, Николай Корндорф,
Андрей Головин, Ефрем Подгайц, Михаил Ермолаев, Владимир Рябов, Петр Васкс,
Иосиф Барданашвили, Джаваншир Кулиев… [3]. По воспоминаниям профессора
Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств РФ Валентины Холоповой и музыковеда Натальи Шантырь (о жизни и творчестве Заслуженного деятеля
искусств, музыковеда Аркадия Евгеньевича Петрова), это время
было особым: «Конец 70-х – 80-е годы, лучшие годы отечественной музыки. Вторая
молодость «шестидесятников» [4]. По мнению композитора Елены Фирсовой, к
композиторам-семидесятникам можно отнести таких авторов, как Владимир Пальчун и
Сергей Павленко, а также Александр Вустин, Алексей Рыбников, Елена Фирсова,
Дмитрий Смирнов, Кирилл Волков, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Виктор
Полторацкий, Александр Чайковский, Виктор Екимовский, Владимир Тарнопольский, и
другие [5]. Представление об основных характеристиках музыкального времени 70-х
годов XX века можно сформировать после тщательного анализа основных черт стилей
композиторов этого периода и их принадлежности к различным музыкальным
направлениям. По нашему мнению, особый научный интерес представляет творчество
московского композитора Ефрема Подгайца, одного из самых исполняемых
современников, продолжающего музыкальные традиции российских композиторов –
«семидесятников».
Литература:
1. Кудинова Л. Слои
внемузыкального в музыкальном контексте. Название в музыке. К постановке
проблемы [Текст] // Слово и музыка. Памяти А.В. Михайлова: матер.научн.конф. –
М., 2002. – С. 99-100.
2. Семидесятые как предмет истории русской культуры [Текст] / Ред.-сост. К.Ю. Рогов. – М.-Венеция, 1998. –С. 197-213.
3. Шантырь Н. Оттого
что в кузнице не было гвоздя: размышления 35-летней [Текст] / Наталья Шантырь
// Ни в какие ворота: Литературно-музыкальные опыты. Публицистика. – М.: Композитор,
2009. – С. 35-81.
4. Холопова В.,
Шантырь Н. Джазовая критика: Аркадий Петров [Электронный ресурс]. – Режим
доступа : http://info-jazz.ru/community/blog?action=show&id=91.
5. Композиторы –
семидесятники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://kunis.my1.ru/news/kompozitory_semidesjatniki/2011-04-15-60.