История/1. Отечественная история
К.и.н.
Айдарбаева Р.К.
Восточно-Казахстанский государственный технический
университет им. Д. Серикбаева, Казахстан
Православие и алтайские казахи
Первые наиболее полные сведения о
казахах Горного Алтая были приведены в
книге С.П. Швецова “Кочевники Бийского уезда”, изданной в 1900 году. В книге
были использованы данные первой Всероссийской переписи населения 1897 года.
Согласно итогам переписи в Чуйском районе было зарегистрировано 129 хозяйств из
279 мужчин и 280 женщин, всего 559 человек./1/
Помимо Чуйского района казахи были зарегистрированы так же в т. н.
Переселенческом районе Бийского уезда, в основном в уездах: Тюдралы, Черный
Ануй, Сарасы.
В этих населенных пунктах проживали
в основном крещеные казахи и алтайцы.
Вслед за первыми русскими заселенцами Алтая появились миссионеры с
крестами, узаконивая колонизацию
лучших Алтайских земель. Первый миссионер архимандрит Макарий был командирован
1828 году и явившись сюда в 1830 году, учредил главный стан миссии в селении
Улала./2/
Помимо устройства монастырей миссия с самого начала своей деятельности
стала насаждать в самом сердце кочевий алтайцев миссионерские поселения. История каждого поселка есть история новых
захватов алтайских земель и новых притеснений. Если в определенную долину
приходил миссионер и ставил крест, то алтайцам было запрещено кочевать в
радиусе пяти верст вокруг этого креста./3/
Миссионеры открывали так же миссионерские школы, где обучались крещеные
казахи и алтайцы. Что представляли собой эти школы? На первом плане здесь
стояло религиозное обучение: знание молитв, знакомство с церковной службой,
обрядам. Грамотность и письмо являлись лишь в качестве средств для первой цели.
По Швецову селение Тюдралы возникло около 1855 года. “На левом берегу
Чарыша, - писал Швецов, - находится миссионерское селение, причисленное
впоследствии к числу переселенческих поселков. Этим двойственным характером
селения отчасти объясняется и смешанность его населения: здесь проживали и “новокрещеные”
алтайцы и казахи, и крестьяне, и так называемые разночинцы, мещане и прочие”.
Каждая из этих групп в административном отношении была подчинена своему
управлению, вследствие чего получалась
действительная путаница взаимных отношений, как на почве самоуправления, так и
экономических и хозяйственных интересов.
В это время сообщал Швецов, казах из Семипалатинского уезда Сатыбай Джалды,
окрестившись, поставил тут крест и поселился, а через два года миссионеры
поставили тут молитвенный дом. Затем здесь поселились крещеные алтайцы разных
дучин. В конце 70-х приселились новокрещенные казахи из Семипалатинского и
Усть-Каменогорского уездов, к концу века их было 26 дворов./4/
По данным переписи 1897 года в Тюдралы было 662 жителя, в том числе 387
алтайцев и казахов.
Другое селение находилось в местности, где протекает река Черный Ануй. Там
же ранее жили в большом количестве алтайцы. Первыми переселенцами в будущем
миссионерском селении были крестившиеся
в середине 1840 года теленгуты Кузнецкого округа. Предводитель этих
теленгутов бы убит алтайцами. Вдова его пожертвовала деньги на устройство
церкви и миссионерского стана в Черном Ануе. К теленгутам начали приселять
крещеных казахов, проживавших по селениям Ануйской волости и Бийской казачьей
линии, затем начали приселяться казахи
из Семипалатинской области и здесь же крестились.
Земельные изъятия в Бухтарминском крае в пользу крестьян-переселенцев и
казаков еще более обострили так же внутренние взаимоотношения казахов. Начались
споры, столкновения между аулами, родами за землю. И часть населения вынуждена
была уйти навсегда в пределы крестьянских селений Бийского округа./5/ И на новых землях их положение оставалось
очень тяжелым. Это обстоятельство было умело использовано православными
миссионерами. “… открытое проповедование христианства может иметь успех, если
оно сопряжено с крайней осторожностью, - писали представители колониальной
администрации. - Необходимо сначала принять меры приготовительные,
административные к обращению киргиз в христианство, как-то: предоставлением им
некоторых поземельных или других льгот, а также денежное вспомоществование
новоокрещенным. Эта последняя мера принесет больше существенной пользы к
распространению между киргизами христианства”./6/
Перед этими казахами возникла дилемма: или, приняв христианство, получить
земельные наделы, или вернуться назад. Приняв христианство, они тем самым
получали возможность разрешить свои земельные и другие проблемы без особых
осложнений. Конечно принятие казахами христианства это, в первую очередь,
результат агитационно-пропагандистской работы Алтайской миссионерской миссии.
По переписи 1897 года в селении Черный Ануй зарегистрировано было всего 252
хозяйств, из них 139 хозяйств русских крестьян, 105 хозяйств казахов, 8
хозяйств алтайцев. Таким образом, главное ядро инородческого селения составляли
казахи. Они вели оседлый образ жизни, имели свои дома, занимались звериным и
другими промыслами, скотоводством и
земледелием.
Всего в Переселенческом районе числилось 134 казахских хозяйств с
населением 564 человек (281 мужчин и 283 женщин).
Швецов приводит так же данные о численности, половозрастном составе, о
хозяйстве, о грамотности и т.д. У казахов Чуйского района, которые вели
полукочевой образ жизни, среднего состава семья имела одинаковое количество
мужчин и женщин - 2,4, всего же -4,8 человек, что несколько больше, чем у
казахов, живших в переселенческих поселках, где средний состав семьи - 4,0
человек.
Группы |
муж. |
жен.. |
|||||||||
|
до7л. |
7-14л. |
от 14 до 18 |
от 18 до 60 |
60л.и бол. |
до 7л. |
7-14л. |
от14 до18 |
от 18 до 60 |
60 и бол. |
|
казахи |
16,2 |
14,2 |
9,6 |
50,2 |
9,8 |
18,8 |
11 |
7,8 |
54,4 |
7,3 |
|
Как видно из таблицы больше половины казахского населения, т.е. 50,2%
мужчин и 54,4% женщин составляли люди работоспособного возраста.
По данным Швецова уровень грамотности среди казахов был очень низкий.
Источниками распространения грамотности являлись школы грамотности,
содержавшиеся в Горном Алтае на средства Православной церкви. Понятно, что при
таких условиях все некрещеное население оставалось лишенными возможности приобрести образование. На 1000 казахов
приходилось 25 человек, могущих быть причисленными к грамотному населению./8/
Основная масса казахов Горного Алтая занимались скотоводством (214 хозяйств
или 81,1 % от общего числа хозяйств). В среднем на одно хозяйство приходилось
лошадей - 19,3, из них рабочих - 6, крупного рогатого скота - 9,2, овец - 35,2.
Казахское земледельческое население почти целиком проживало в двух
переселенческих поселках - Тюдралы, Черный Ануй, где сосредоточено было 40
хозяйств. 9 хозяйств занимались пчеловодством (всего 117 ульев)./9/
Литература:
1. |
Швецов С.П. Горный Алтай и его
население.-Т.1.-Кочевники Бийского уезда.-Барнаул,1900.-С. 33. |
2. |
Алтай. Историко-статистический сборник. - Томск, 1890.
- С. 15. |
3. |
Верещагин В.И. Поездка по Алтаю летом 1908 г.// Алтайский
сборник. - Т. 10. - С. 3; Овчинников Н.К вопросу о поземельном устройстве в
Алтайском округе.// Алтайский сборник. - Т. 8.
- С. 19. |
4. |
Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т. 1.
Кочевники Бийского уезда. Барнаул, 1900. С.
206-207. |
5. |
ЦГА РК. - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 4329. - Л. 48. |
6. |
Казахско-русские отношения в XVI-XVIII вв.
- С. 502 |
7. |
Там же . -С.49. |
8. |
Там же. - С. 52. |