Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного процесса
К.т.н.,
профессор Нуриев М.А.,
к.ф.н.
Сейсенбаева Ж.А.,
Якупова
А.Н.
Научно-исследовательский
институт инновационных технологий
и содержания
образования Казахского национального педагогического университета имени Абая,
Казахстан
Перспективы развития национального воспитания
Испокон веков человечество постоянно
развивает и обогащает свой духовный мир. У каждой нации есть свои
традиции, национальные предметы поклонения
и примеры становления нации в целом, в этом можно убедиться,
просматривая историю цивилизации. Традиции и духовное наследие определённого
народа это основа и характер нации.
Основы воспитания вытекают из народного характера и создают судьбу
наций. Национальные традиции передаются
из поколения в поколение, в дальнейшем становясь неотъемлемой частью
национального самосознания. Определение пути формирования и развития
национального самосознания, обеспечение единства этнического общества и
взаимосвязи культур имеет первостепенную значимость для любого государства.
В Казахстане осуществляется
программа по модернизации экономики, которая в свою очередь невозможна без
развития духовности народа. В понятие
духовности входят такие национальные ценности, как традиции и обычаи, менталитет,
язык, достоинства и многое другое, присущее народу и имеющее свою специфику и
особенности. Все эти аспекты играют большую роль в объединении нации.
Древнегреческий мыслитель Диоген задавался вопросом: «В чем основа единого
государства? – и сам же отвечая на него, говорил – В воспитании молодого
подрастающего поколения».
Рассмотрим роль национального языка в становлении духовности народа.
Ведь известно, что главной отличительной чертой какого-либо этноса является
родной язык, он является основанием сплоченности и единства народа. Значит и
воспитание дается только посредством национального языка.
Национальный язык – форма, которая сохраняет и передает из поколения в
поколение духовные ценности, накопленные народом за многие века. Нет будущего у
народа, который не чтит родной язык, ведь это непоколебимая единица, без
которой ни в науке, ни в знании успеха не достигнуть.
Древнегреческие и древнеримские правители,
достигшие пика развития цивилизации своих империй, осознавали всю важность
языка, превозносили его и считали первостепенным. Поэтому каждое государство,
думающее о будущем, в первую очередь, акцентирует внимание на проблеме языка.
Нация – язык – воспитание – эти понятия тесно связаны с друг с другом и
соответственно неотделимы друг от друга.
Процветание
любой страны тесно связано с уровнем развития национальной системы воспитания и
образования. Знание – это сила, подталкивающая человеческое общество вперед,
поэтому каждый народ во все времена старался дать подрастающему поколению
достойное воспитание и качественное образование. Ученые испокон века, понимая,
что будущее находится в руках молодежи, относились к его воспитанию со всей
серьезностью. Основные вопросы процесса обучения поднимал в свое время
казахский педагог-просветитель и
гуманист Ы.Алтынсарин и до сих пор эти вопросы притягивают внимание многих
исследователей.
Просветитель, педагог Жyсипбек Аймаутов говорил: «Цель воспитания
ребенка – воспитать его по своему примеру» [1, 56], поэтому
большая ответственность ложится на взрослых, опекающих ребенка. В свою очередь,
известный педагог Т.А. Ильина указывала на то, что «основная цель жизни –
воспитание», «обязанности воспитания многогранны, основная функция в познании
жизни – знать и познавать» [2, 59]. Ж.Б. Коянбаев, педагог, изучающий новые взгляды и
роль современного воспитания говорит следующее: «миропознание – это система,
которая описывает отношение человека с природой, отношение человека с
социальной средой» [3, 87].
На сегодняшний день в современном обществе
наблюдаются многие негативные явления, в том числе рост преступности и
безнравственного поведения: люди оставляют престарелых родителей, молодые
матери отказываются от новорожденных, пьянство, наркомания, проституция среди
молодого поколения становятся более частым и обыденным явлением.
Духовно-нравственное
состояние общества – это проблема не только отдельного человека, учебных и
образовательных учреждений, но и проблемы государства. Государство должно
стремиться к национальному возрождению общества, воспитать чувство патриотизма,
национальной гордости, гражданской ответственности у каждого гражданина, а у
молодежи в первую очередь.
На сегодняшний день и
национальное телевидение и СМИ вносят свою лепту в развитие духовность народа и
воспитания нации. Ведь из получаемой информации молодежь берет необходимые
знания о жизни в обществе, взаимоотношении людей и модели поведения, которые
проецируют на свою жизнь, поступки и решения, пытаясь воссоздать тот идеал,
который ближе к их внутреннему «Я» или на который они стремятся быть похожим в
силу своих представлений о себе, жизни и окружающей его действительности.
Подтверждением тому так же являются государственные документы, в
которых говорится об актуальности введения национального воспитания, а также
эту мысль подтверждает народная мудрость и многовековой опыт народа. Президент
Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях особо отмечает
важность вопросов обучения и воспитания Концепция развития образования в Республике
Казахстан до 2015 года определила стратегические приоритеты в развитии
образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного
образования, интегрированной в мировое образовательное пространство.
Обучение и воспитание являются неотделимыми процессами и,
следовательно, между ними лежит тесная взаимосвязь. Образовательные концепции,
мысли, труды, взгляды многих
педагогов-просветителей детализируют поднятую нами тему.
Целью образования является подготовка
духовно-нравственной личности, способной к самообучению, самообразованию,
самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности, благодаря полученным
знаниям. В то же время развитие образования должно идти с учетом исторических,
национальных, и культурных особенностей Казахстана. Сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить современный
воспитательный процесс глубинным содержанием духовности. Наша задача
возобновить национальное мышление у молодежи, воспитать будущих граждан,
обладающих ответственностью и способных содействовать развитию
демократического, солидарного, плюралистического и открытого к другим культурам
общества.
Одним из путей выхода из подобной ситуации
явится введение национального воспитание в образовательные учреждения и
усиление его роли внутри семьи. Возможно отсутствие такой учебной дисциплины
как «Национальное воспитание» в образовательных учреждениях влечет рост
преступности и необразованности. На наш взгляд, прослеживается очевидная
потребность в введении подобной дисциплины.
В
ходе введения дисциплины «Национальное воспитание» в учебную программу раскрываются
воспитательные функции родного языка и значение национального характера
обучения. Выпуск учебных пособий по данному предмету поможет в дальнейшем
сформировать у подрастающего поколения мировоззрение и миропонимание в
национальном духе.
По
словам А.Байтурсынова ученик должен получать знания самостоятельно посредством
практики, а обязанности учителя – дать работу ученику соразмерную его
возможностям и в дальнейшем концентрировать внимание на успеваемости и
склонностях ученика.
На
данный момент в Республике с целью повышения уровня воспитательного
процесса в школах проводятся различные
организационные работы. Например, на сегодняшний день введен факультативный
курс «История казахского воспитания», учебные программы «Атамекен» и «Елим-ай».
На республиканском уровне разрабатываются и выносятся на рассмотрение
образовательные концепции и документы, которые определяют цели национального
воспитания в учебных заведениях. В настоящее время в школьных программах
используют концепции для воспитания учеников в национальном духе.
На
основе произведенных нами исследований была выявлена потребность внедрения
учебной дисциплины «Национальное воспитание» и в высшие учебные заведения. Вкратце коснемся целей и задач данной учебной
дисциплины. Цель «Национального воспитания» – формирование личности выпускника
высшей школы Республики Казахстан с высоким
уровнем национального самосознания, гражданина и патриота, востребованного в
современных социокультурных условиях Республики Казахстан.
Задачи «Национального воспитания»:
1. Формирование личности с высоким уровнем
национального самосознания на основе освоения ею национального языка, духовного
наследия казахского и других народов Республики Казахстан.
2. Развитие чувства национальной гордости,
собственного достоинства через уважение к казахскому народу как
государствообразующему этносу и принятие общечеловеческих ценностей.
3. Развитие этнической социализированности
личности выпускника высшей школы Республики Казахстан.
4. Формирование у студенческой молодёжи
толерантности и культуры межнациональных
отношений.
5. Формирование ценностного отношения
личности к здоровому образу жизни и потребности в ней.
На сегодняшний день можно выделить пять
направлений национального воспитания: родной язык, история, религия, традиции и
менталитет.
В первую очередь это, безусловно, родной язык. Язык и человек
неразделимы. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, он
формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение,
менталитет, национальный характер, идеологию. Постигая и изучая родной язык,
человек сближается со своим народом,
учится любить родину, семью и окружающий мир. Нужно в полной мере дать обучающимся информацию о родном языке,
объяснить его ценность и выявить его воспитательную основу.
Национальный язык – это ценность народа,
которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.
Национальное воспитание немыслимо без
изучения истории своего народа,
невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания
прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых
в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить
выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие государства,
сохранении мира, развитии культуры и исскуства.
При формировании
национальных ценностей у молодежи одним из основных факторов является обучение
основам религии.
Без получения
культурологических религиоведческих знаний и понимания ценности религии нельзя
осознать сущность цивилизации в истории и современности. Воспитательные работы
в высшем учебном заведении не должны строиться только на одном из религиозных
направлений, наоборот, религия должна рассматриваться с точки зрения
воспитания, из нее необходимо брать
лучшие нравоучительные моменты, способствующих развитию таких
духовно-нравственных качеств как сострадание, милосердие, сочувствие,
сопереживание.
Традиции
и обычаи существуют у народов
всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки,
национальные особенности, это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.
Казахи – это один из народов
богатый национальными традициями, исторически
сложившимися, передаваемыми из
поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции
и обычаи народа взаимосвязаны с психологией человека и видоизменяются с
развитием общества.
Менталитет одного из древнейших этносов Центральной Азии –
казахов – формировался в течение тысячелетий на основе кочевого образа жизни и
общекультурных духовных ценностей. Казахский национальный характер включает в
себя следующие основные черты: верность традициям; уважительное отношение к памяти
предков, своему роду, старшим в семье и детям; тщательное соблюдение закона
гостеприимства; толерантность по отношению к другим культурам и религиям.
Чтобы свободно
общаться, нужно иметь представление о том, как собеседники воспринимают друг
друга. Изучая менталитет народа, мы должны получить возможность заглянуть в
глубины его души, понять, откуда он черпает силы.
Настало время возрождать национальные
культурно-исторические традиции, повышать в общественном сознании ценность
семьи, утверждать непоколебимые нравственные основы во всех сферах жизни.
Нравственная личность, гражданин и труженик воспитывается лишь в той среде, где
каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения
предыдущего.
Основное содержание учебной
дисциплины «Национальное воспитание
включает в себя формирование внешней и внутренней культуры человека.
Формирование внешней культуры связано освоением основ этикета: этикет как
социальное явление; история развития этикета; национальные традиции и обычаи
как источник этикета; казахский народный этикет; конфессиональные особенности
этикета. А так же этикет и культура общения; современный общегражданский
этикет; студенческий этикет; культура общения будущего специалиста.
Высказывание
президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А.: «Грамотное поколение управляет
завтрашним днем», указывает путь для дальнейшего развития содержания
непрерывной системы образования. Стратегические
цели, стоящие перед казахстанской системой образования в новых экономических и
социокультурных условиях, тесно увязаны
с проблемами развития казахстанского общества, включая обеспечение устойчивого
социально-экономического развития и высокого качества жизни народа, укрепление
демократического правового государства и развитие гражданского общества.
Литература:
1.
Аймауытов
Ж. Тәрбиеге жетекші. Орынбор, Қазмембас, 1924, 288 с.
2.
Ильина Т. Педагогика, Алматы:
Мектеп, 1977, 488 с.
3.
Қоянбаев
Ж.Б, Қоянбаев Р.М. Педагогика. Алматы, 2002. –244 с.