Гуманитарные науки/8. филологические науки

 (родной язык и литература)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.филол.наук Ауесбаева П.Т.

 

 

Центральный государственный музей Республики Казахстан

 

 

СОКРОВИЩНИЦА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

(ИССЛЕДОВАНИЕ КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сокровищница народной мудрости

(Исследование казахской сказки)

 

Исследование казахской сказки, как важнейшей области казахского фольклора имело разные периоды развития[1]. Одни из первых публикаций о казахской сказке принадлежат М.Ауэзову, который в своих трудах детально изучал и описывал жанровую природу казахских сказок. Он внес весомый научный вклад в изучение определения действительности и вымысла в сказках, «в свои рассказы люди не вставляли ничего им незнакомого и вымышленного, наоборот, казалось бы, все, что вошло в сказки в старину, бесспорно, является реальностью. Как и реалии сегодняшних дней, те сказки казались правдивыми событиями. Уже позднее, с возрастом, человек выдает сказку за вымышленное. Это результат интеллектуального развития человечества по сравнению с прежними поколениями. Собирание и детальный разбор многочисленных казахских сказок является нашей ближайшей задачей»[2].

Задача исследования казахских сказок, с начала прошлого века и по сей день, решалась на разных уровнях. Прежде всего это зависело от таланта и профессионализма исследователя, а также его приверженности к традициям русской и европейской школы фольклористики. С.А. Каскабасов является ученым, определившим совершенно новое направление в исследовании казахской фольклористики. Он усовершенствовал методы и способы исследования русских и европейских ученых фольклористов в отношении казахского материала. Принимая во внимание все достижения фольклористики, С. Каскабасов, в соответствии с жизнью и событиями происходящими с персонажем определил сюжетную форму характерную для художественной сказки (согласно художественной традиции), резюмируя основную идею следующим образом[3]: 

1. Состарившие родители

2. Появление на свет персонажа:

а) чудесное рождение;

б) рождение от тотем-баба;

в) рождение при помощи духов предков;

г) рождение при помощи мусульманских святых богоугодников и покровителей;

д) рождение в отсутствии отца

3. Поиск персонажем невесты:

а) приключения в пути (встреча в пути различных тварей, их одоление и становление друзьями).

б) встреча с батраком (плешивый мальчик, пастух) будущего тестя и принятие его образа.

4. Прибывание в аул тестя инкогнито 

а) батрачить в ауле тестя;

б) выполнение всех условий и наказов будущего тестя;

в) восхождение на трон тестя;

5. Возвращение на родину.

      Исследователь провел всесторонний анализ таких вопросов как, дополнение оригинального сюжета сказки дополнительным мотивом, ситуацией и эпизодами,  а также ее развитие, заложил научную основу системы внутрижанровой классификации. К примеру, он обосновал, что  богатырская сказка, не нарушая привычной схемы, вносит свои  дополнения, изменения отдельных элементов. Что позволило отнести богатырскую сказку к отдельному виду сказок казахского фольклора.

Ученый исследует основные  части сюжета сказки: бездетные родители, чудесное рождение персонажа не только на основе тюркско-монгольского материала, но и на материале сказок народов с разными периодами исторического развития. Он детально изучает принципы исследования русской и европейской фольклористики, совершенствуя их, применяет к особенностям текста казахской народной сказки[4].

С. Каскабасов интерпретирирует идеи и суждения В.Я. Проппа и А.Н.Веселовского о мотиве чудесного рождения в отношении казахских сказок. Он  прослеживает пути изменения и развития этого мотива от древнейших религиозных возрений поклонения духам предков до монотеистического исламского. В своем исследовании С.Каскабасов через рассмотрение нескольких типов мотива о чудотворном рождении персонажа,  с научной точки зрения  впервые определил историю развития мотива идеализации сказочного персонажа от примитивного до художественного образа. Основная цель жизненного пути сказочного персонажа – обрести семью, однако этот жизненный путь героя согласно поэтике сказки, приобретает художественную окраску и идеализируется, в следствие чего, основной сюжет дополняется  различными эпизодами и повторами, в полной мере проявляя закономерность сказочного сюжета. В результате чего, в жизни персонажа неоднократно повторяются события, столкновения, встречи, растет число врагов, которых одолевает герой. Такой прием используется с целью показать нарастающую трудность выполняемых героем задач и тем самым возвысить его из простого до знатного.

Исследователем проведен детальный разбор характера жанра сказок, а также глубокое исследование закономерности его появления, развития, и изменения. Разделив казахские сказки, на пять основных групп: сказки о животных, волшебные сказки, богатырская сказка, сатирические сказки, сказки новеллы, С.А. Каскабасов исследуя внутренние закономерности этих сказок, дает их внутригрупповую классификацию. «Корни произведений этого жанра фольклора уходят глубоко в древность, во времена  охотничьего промысла. Другими словами, сказки о животных зародились еще в ранний период человеческой истории, когда люди добывали себе пищу охотой на животных. Люди, жившие в те времена, почитали и превозносили некоторых животных. Также бытовало поверие, что некоторые из животных являются духами-покровителями людских племен, признавалось родство с ними, некоторые животные почитались прародителями племен, без благословения которых охотникам не будет сопутствовать удача. Поэтому, когда мужья уходили на охоту, жены, сидя дома, восхваляли этих животных, сочиняли про них разные хвалебные рассказы и песни. Зверей описывали сильными, ловкими, свирепыми. Они предпологали, что такие хвалебные сказки и рассказы услышат животные, тем самым, будут благосклонны к охотникам»[5]. Таким образом, через сказки о животных, он прослеживает дошедшие до нас из глубокой древности такие мировоззренческие понятия как магия, анимизм, тотемизм. Кроме того, С. Каскабасов определил закономерность изменения этого вида жанра сказки в связи с развитием общества и человеческого сознания, и раскрыл значение иронического описания сатирических сказок. Другими словами, он раскрыл грань перехода прямого значения сказок о животных в переносное значение. Таким образом, на основе конкретных примеров он сформулировал как рассказы о зверях и птицах из классичекой сказки о животных в переносном смысле стали передавать социально значимые проблемы. По этой классификации, С. Каскабасов разделяет сказки о животных внутри на три группы: этиологические сказки о животных, классические сказки, сказки апологи (басни).

С.Каскабасов рассматривает этиологические сказки близкими к этиологическим мифам, признаками которых является образование метода причинно-следственного повествования. Вместе с тем, учитывается, что в таких сказках не всегда имеет место явный жанровый признак и устойчивая композиционная структура.

  Так как, животные в этих сказках в отличии от мифологических наделены особыми признаками «святости». В своем исследовании С.Каскабасов отмечает, что одним из основных источников сказок о животных являются мифы. Для передачи процесса преобразования мифов о животных в художественные сказки С.Каскабасов рассмартивает группу сказок, в которых расказывается о происхождение и особенных сакральных чертах  характера присущих именно этим животным, которые с развитием сказки приобретают аллегорический смысл, и применяются в описании человеческого образа, в группе с этиологическими сказками. В связи с чем,  ученым осуществлен детальный разбор особенностей черт характеров сказочных персонажей, а также домашних животных и диких зверей.

Таким образом, исследование жанра казахской сказки, как одной из самой значимой и весомой части устного народного творчества является неоценимым вкладом в изучение, сохранение и пропаганду великого культурного наследия казахской степи.

 



[1] Ауэзов М., Сказки // История казахской литературы, 1-т., А, 1948; 1960; Казахские сказаки, 1 - 3-т.- А., 1957 - 1964; Сейфуллин С, Казахская литература //Сочинения, 6-т.- А., 1964; Смирнова Н.С., Казахская народная поэзия.- А.,1967; История казахской литературы, т.1: Казахский фольклор. -А.,1968; Каскабасов С, Казахская волшебная сказка. -А., 1972; Турсунов Е., Генезис казахской бытовой сказки. -А., 1973; Габдуллин М. Казахское устное народное творчество. - А., 1974; Казахские сказки о животных.- А., 1979; Казахская народная проза.- А., 1984; Сказки // Казахская народная литература. I – 4-т.- А, 1985 - 1990; Костюхин Е., Типы и формы животного эпоса.Казахское народное творчество. Материалы собранные А.Диваевым.- А, 1989; Ауэзов М., История литературы.- А., 1991; Народная сокровщница. Образцы казахского фольклора собранные В.Радловым.- А., 1994; Каскабасов С, Золотая жила, ч. 1.- Астана, 2000.

[2]М.Ауэзов. История литературы. – А: Ана тили. 1991. С.168

[3] Типология казахского фольклора. - А.1981. С.237

[4] Веселовский А.Н. «Историческоя поэтика». - А. 1940 - С.538; Пропп В.Я. «Мотив чудесного рождения» //  Фольклор и действительность. - М. 1976.- С. 206; Жирмунский В.М. «Сказание об Алпамысе и богатырская сказка». - М. 1960. – С.170; Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки в 3-х томах подготовка текста и примеч. В.Я.Пропп. - М., 1957; Пропп В.Я. «Морфология сказки».- М, 1928; Пропп В.Я. «Структурное и историческое изучения волшебной сказки // Фольклор и действительность. Избранные статьи. – М,1976.-С. 132.

[5] Каскабасов С. «Ой-орис». – Астана, 2010 г.. С.73