Степанова Юлия Викторовна
Тюменский государственный университет
Языковая личность и аспекты ее
изучения
Когниция,
будучи одной из современных отраслей лингвистики, которое охватывает знание и
мышление в их языковом воплощении, а потому когниция, когнитивизм оказались
тесно связанными с лингвистикой. Сейчас уже становится аксиомой, что во всем
перечне гуманитарных наук сталкиваются,
в первую очередь, отношения между языком и теми или иными процессами
человеческой деятельности. Язык, представляется, в большей степени, чем
культура, дает когнитивистам ключ к пониманию человеческого поведения [В.И.Карасик
2004 : 5]. Именно язык
обеспечивает естественный доступ к
сознанию и мышлению, причем вовсе не потому, что многие результаты мыслительной
деятельности оказываются вербализованными, а потому что «мы знаем о структурах
сознания только благодаря языку, который позволяет сообщить об этих структурах
и описать их на любом естественном языке» [Е.С.Кубрякова 1995 : 21].
Социальная
функция языка заключается в том, что он существует прежде всего в языковом
сознании – коллективном или индивидуальном. Соответственно языковой коллектив,
с одной стороны, и индивидуум, с другой стороны, являются носителями языковой
культуры. Коллектив, как и этнос, нация, индивидуум, являются своеобразными
точками на условной шкале языкового сознания.
Носителем
языкового сознания является языковая личность, т.е. человек, живущий в
конкретном языковом пространстве – в общении, в стереотипах поведения,
зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц, смыслах текстов. Изучение языковой личности в отечественной
лингвистике связывают с именем
Ю.Н.Караулова, который под языковой личностью понимает «совокупность
способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых
произведений (текстов)» [Ю.Н. Караулов 1989 : 3].
Языковую
личность можно охарактеризовать с позиции языкового сознания и речевого
поведения, а также с позиции лингвистической концептологии дискурса. Языковое сознание опредмечивается
в речевой деятельности, то есть, по Л.В.Щербе, в процессах говорения, письма и
понимания. Речевая деятельность осуществляется индивидуумом и обусловлена его
социопсихофизиологической организацией. Речевая деятельность и речевая
организация человека тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, могут быть
противопоставлены как явление и сущность, и в этом смысле троякая модель
языковых явлений (речевая деятельность – языковая система – языковой материал)
закономерно уточняется как четырехчленное образование [Залевская, 1990 :
30].
Языковая
личность в условиях общения может рассматриваться как обобщенный образ носителя культурно-языковых и
коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих
реакций. Применительно к коммуникативной личности можно выделить ценностный,
познавательный и поведенческий планы этого понятия.
Ценностный план коммуникативной личности содержит этические
утилитарные нормы поведения, свойственные определенному этносу в определенный
период. Эти нормы закреплены в нравственном кодексе народа, отражают историю и
мировосприятие людей, объединенных культурой и языком. Нравственный кодекс
народа в языке выражается лишь частично. К числу языковых (и шире –
коммуникативных) индексов такого кодекса относятся универсальные высказывания и
другие прецедентные тексты, составляющие культурный контекст, понятный среднему
носителю языка, правила этикета, коммуникативные стратегии вежливости,
оценочные значения слов, включая общечеловеческие ценности, этические и
утилитарные; ценности, свойственные определенному типу цивилизации (например,
нормы поведения согласно тому или иному вероучению); ценности, характеризующие
определенный этнос, а также подгруппы внутри этноса (такие этногрупповые
ценности лингвистически выявляются в региолектах и социолектах). Наконец,
выделяются ценности, свойственные малым группам, и индивидуальные ценности
личности. Соответственно коммуникативную личность можно охарактеризовать в
ценностном аспекте по соотношению доминантных ценностей, по степени их
дифференциации и т.д.[Ю.Н.Караулов, 1976 : 105].
Познавательный (когнитивный) план личности в процессе общения выявляется на
фоне освоения его картины мира. Применительно к этой ситуации обычно говорят
о языковой личности, выделяются предметно-содержательные и категориально-формальные способы оценки
действительности, что свойственно носителю определенных знаний о языковом мире.
Языковая категоризация мира проявляется, например, в корреляциях между
эргативной конструкцией, сложной системой видовых различий, наличием категории
определенности/неопределенности, наличием энумеративов как класса слов, с одной
стороны, и особенностями мировосприятия, свойственного носителям
соответствующего языка, с другой. Такие корреляции носят нежесткий характер,
построены по принципу приоритетных зон наименования и поддерживаются
ценностными доминантами и поведенческими стереотипами.
Когнитивный аспект языковой личности – это мера и степень освоения мира
человеком посредством языка. В этой связи, исследователи, как правило,
рассматривают картину мира в виде коллективной концептосферы, а фреймовый анализ представлений, получивших
языковое выражение, устанавливают через призму ментальных языковых образований.
Ментальные концепты, составляющие концептосферу языковой личности, имеют
различную природу и основаны на опыте человека, личном, и общественном. Они
многомерны и могут быть оценены с различных позиций. С одной стороны,
целесообразно противопоставить образы и их описания, т.е. объем и содержание в
традиционном подходе к понятию, помня, впрочем, о том, что терминологически
концепты принципиально шире, чем понятия, если соотносить понятия с мышлением,
а концепты – с сознанием. Впрочем, есть и иные подходы относительно взаимосвязи
языка и речи, сознания и мышления. Так, например, Торопцев И.С. большое
внимание уделяет функциям языка и речи. Проблему функций языка относят к числу
центральных проблем, в связи с этим она требует некоторой детализации.
«В
советской философии, - пишет Н.А. Слюсарева [Слюсарева,1981: 244], - сложилось
определение функции как а) свойства объекта в системе, способствующего его
сохранению, и б) как проявления объекта вне его самого, включая – вне системы».
В соответствии с этим с достаточной очевидностью следует выделять, во-первых,
функционирование, связанное с существованием языка как такового в периоды,
когда он не используется в речи, но этот тип функционирования не исчезает и в
моменты использования языка в речевом процессе, другими словами, язык в полном
своем составе функционирует постоянно как хранитель добытых носителями данного
языка знаний об объективной действительности (лексика), как хранитель умений
образовывать словоформы и строить речевые синтаксические конструкции
(грамматика), как хранитель умения замещать представления о звукорядах
компонентов речевой синтаксической конструкции реальными звукорядами
(проговаривание), что действительно от языка неотделимо, во-вторых,
функционирование языка в отношении к речевому процессу, функционирование как
использование, применение в качестве средства общения, познания и т.п. Оно
характеризует одну из внешних связей языка, направлено во внешний мир, в то,
что лежит вне языка, другими словами, язык отдельными своими элементами
функционирует импульсивно, когда требуется, при речеобразовании [И.С. Торопцев,
1985 : 16].
Функциональные характеристики специфичны для языка и для речи, но соотносительны,
коррелятивны. С позиции единства языка и речи ни о специфичности, ни о
коррелятивности функций языка и речи говорить, конечно, невозможно. Но речь не
уравнивается с языком, речь – не язык в действии, а действие языком, с помощью
языка. Специфика функций языка и речи состоит в том, что язык определяется как
средство, а речь – как процесс.
Познание
объективной действительности и порождение новых единиц языковых подсистем –
мыслительные операции, и без опоры на словесный язык и вне словесной речи, а
также ономасиологического контекста они невозможны. Таким образом, процесс
мышления направлен на решение жизненно важных вопросов, на познание
непознанного и на создание средств мышления, новых единиц подсистем языка,
пополняющих и тем самым изменяющих, развивающих подсистемы языка, а в итоге –
язык в целом. Язык незаменим при хранении в памяти поколений результатов
отражения. Идеальное (результат мышления, знание) нерасторжимо с материальным,
физиологической основой звукообразов, возникающих в результате отражения
реальных звуковых оболочек компонентов речевых синтаксических конструкций или в
результате умственного построения представления о звукоряде новой лексической
единицы, если словопроизводственный процесс осуществляется на основе внутренней
речи, без проговаривания.
Важно
подчеркнуть, что язык не находится во внешних отношениях к тому, что сообщается
в ходе коммуникации, к элементам художественного образа, к добываемым человеком
новым знаниям, к результатам отражательной деятельности человека, к порождаемым
новым единицам языковых подсистем. Лексические единицы в своих значениях
содержат результаты познания, из которых конструируется содержание сообщений,
элементов словесных художественных образов. Порождаемые новые языковые единицы,
например, новые слова входят внутрь языка, как его составная часть. Язык –
сокровищница всех достижений мыслительной деятельности его носителей и орудие
приумножения духовных ценностей.
Таким
образом, со стороны функций язык – средство общения, средство создания
словесных художественных образов, средство выражения эмоций, состояний человека
и воли, средство познания и средство порождения новых единиц языковых
подсистем; речь – осуществление и объективация процесса общения, процесса
создания словесных художественных образов, процесса выражения эмоций, состояния
человека и воли, процесса познания и процесса порождения новых единиц языковых
подсистем [И.С. Торопцев, 1985 : 28 - 29].
Неоднородность смысловых образований, зафиксированных в той или иной языковой
ситуации, давно отмечена учеными. А.А.Потебня говорил о ближайшем и
дальнейшем значениях слова, имея в
виду, что первое – это значение слова для всех, этимологическое, «народное
значение», т.е. тот содержательный минимум, благодаря которому мы можем
понимать друг друга, а второе – это актуальное, «личное значение»
содержательного минимума. [А.А. Потебня, 1964 : 146-147].
Поведенческий план коммуникативной личности характеризуется
специфическим набором намеренных и помимовольных характеристик речи и
паралингвистических средств общения. Такие характеристики могут рассматриваться
в социолингвистическом и прагмалингвистическом аспектах: в первом выделяются
индексы речи мужчин и женщин, детей и взрослых, образованных и менее
образованных носителей языка, людей, говорящих на родном и неродном языках, или
втором – речеактовые, интерактивные, дискурсивные ходы в естественном общении
людей. Эти ходы строятся по определенным моделям в соответствии с
обстоятельствами общения. Соответственно выделяются ситуативные индексы общения
(расстояние между участниками общения, громкость голоса и отчетливость
произношения выбор слов, типы обращений и т.д.). К числу таких индексов
относятся и отношения ситуативного неравенства (например, в речевых актах
прямой и косвенной просьбы, извинения, комплимента). Поведенческий стереотип
включает множество отличительных признаков и воспринимается целостно (как
гештальт). Любое отклонение от стереотипа (например, чересчур широкая улыбка)
воспринимается как сигнал неестественного общения, как знак принадлежности
партнера к чужой культуре или как особое обстоятельство, требующее разъяснения.
Предлагаемые аспекты коммуникативной личности соотносимы с трехуровневой
моделью языковой личности (вербально-семантической, когнитивной и
прагматической) [Ю.Н.Караулов, 1987 : 67]. Различие состоит в том, что
уровневая модель предполагает иерархию планов: высшим является прагматический
уровень (прагматикон), включающий цели, мотивы, интересы, установки и
интенциональности; средний уровень (семантикон) представляет собой картину
мира, включающую понятия, идеи, концепты и отражающую иерархию ценностей;
низший уровень (лексикон) – это уровень владения естественным языком, уровень
языковых единиц.
С позиции
коммуникативной лингвистики рассматриваемая модель является значительным шагом
вперед по сравнению с системно-структурной, для которой прагматика сводилась
большей частью к списку стилистически значимых отклонений от системных
стандартных отношений, наблюдаемых в некоторой степени на уровне семантики и в
полном объеме на уровне синтактики. Вместе с тем исследователи все более
определенно дискутируют насчет того, что различие между семантикой и
прагматикой носит условный характер: отношение знака к миру, лишенное
человеческого опосредования, теряет
смысл (чистая семантика языкового средства – это радио, работающее в пустой
комнате), отношение знака к человеку, лишенное языкового опосредования,
артикуляции, дифференциации, переводит общение в сугубо эмоциональную сферу,
при этом вряд ли существенно, общаемся мы с человеком или с котенком.
Иначе говоря, десемантизация (чистая прагматика) - это реальное общение, выходящее за рамки
поведения человека, а депрагматизация (чистая семантика) – это отсутствие
общения как такового.
Весьма
интересен подход к изучению коммуникативной личности, построенный на синтезе
трех аспектов этой личности (вербально-семантического, когнитивного и мотивационного),
разработанный А.Г.Барановым [1993] и его учениками [Яковенко, 1998; Мальцева,
2000; Ломинина, 2000; Кунина, 2001].
Суть этого знания подхода состоит в том, что комплекс знаний о чем-либо
(когниотип), существующий в определенном языковом обществе и вытекающий из
потребностно- мотивационных характеристик деятельности (потребность, мотив, цель),
реализуется через индивидуальные когнитивные системы в текстовой динамике. В
конкретной ситуации общения человек использует как лингвистические, так и
экстралингвистические знания, которые содержат весь опыт индивида,
приобретенный в течение его жизни.
Языковая личность – это и уровень владения языком и степень
влияния отдельных людей на развитие языка, прежде всего литературного. Общение
– это не просто разговор двух и индивидуумов, это – их владение культурой того
или иного народа, того или иного общества, поскольку культура (духовная
культура) выявляет в человеке меру человеческого и общественного.
Это
свойство языковой личности проявляется и в знаниях языка, в умении их
использовать, и в стиле, и в слоге, наконец, в конкретных предложениях.
«Конкретные предложения, - писал А.И. Смирницкий, - как правило, выступают не
как средство общения, а как само явление общения, т.е. как такое явление, в
котором объединяются средства общения и применение этого средства в конкретных
условиях и с определенными целями, для формирования и выражения реально
возникающей мысли» [Смирницкий 1981 : 68].
Речь – это
и речевое действие, и ее результат – текст. Сама речевая деятельность – это и
речевое поведение говорящего и его языковая способность (компетенция,
компетентность). Хотя речевая деятельность языковой личности индивидуальна по
своему качеству и результатам, она социально обусловлена, во-первых, тем, что
является частью общественной деятельности человека, а во-вторых, тем, что и
речевой акт и речевая ситуация предполагают общественных говорящих, знающих
единый язык общения, общую культуру, общую тематику. Теория речевой
деятельности изучает процессы производства, восприятия речи и усвоения языка,
причем речевая деятельность рассматривается в неразрывной связи с мыслительной
деятельностью и сознанием.
Взаимоотношение языка и человека имеет огромное значение в выделении и
изучении основных лингвистических концепций. Философско – антропологический
подход актуализирует те стороны природы человека и его жизнедеятельности,
которые характеризуют языковую личность как творческое начало в созидании
культурных форм своего бытия и общественного сознания.
Литература
1.
Залевская А.А. Слово в
лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж.: 1990 (а). –
142с.
2.
Карасик В.И. Иная
ментальность. М.: Гнозис, 2005. – 352с.
3.
Караулов Ю.Н. Общая и
русская идеография. М.: Наука, 1976. – 75с.
4.
Караулов Ю.Н. Русский
язык и языковая личность / АН СССР. Отд. лит. и яз. – М.: Наука, 1987. – 264с.
5.
Кубрякова Е.С. Эволюция
лингвистических идей во второй половине ХХ века // Язык и наука конца ХХ в. -
М.: 1995. – 154с.
6.
Слюсарева Н.А. О
семантической и функциональной сторонах языковых явлений. – В кН.: Теория языка:
Методы его исследования и преподавания. Л. : 1981. – с.244.
7.
Торопцев И,С. Язык и
речь. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. – 200с.