Филологические науки
К.ф.н. Жанузакова К.Т.
Казахский государственный женский педагогический
университет, г.Алматы, Казахстан
Романтические мотивы в произведении М.Магауина
«Кипчакская красавица»
С древних веков в казахской литературе
было немало ярких творческих личностей, произведения которых имели особое и
всестороннее влияние на дальнейшее становление и совершенствование искусства
слова, с чьими именами по праву связаны целые периоды исторических эпох. Если
сделать экскурс в ближайшие полстолетия и задаться вопросом, творчество какого
мастера слова наиболее характерно данному периоду, соответствует высоким
требованиям времени, то в первую очередь, на ум приходит Мухтар Магауин,
творчество которого отличается универсальностью, всесторонностью.
Мухтар Магауин из той плеяды казахских
писателей, которых называют шестидеятниками. В своих произведениях «Белый снег, пушистый снег», «Братья и
сестры, «Смерть гончей», «Змеиное лето», «Голубое марево», «Аласапыран», «Я», «Жармақ» он с необычайной глубиной отразил жизнь казахского общества, создал
запоминающиеся художественные образы, своеобразный магауиновский мир.
Повесть «Кипчакская красавица»,
опубликованная в 2001 году, публика
приняла горячо благодаря не только своей проблематике, но и необычности, «странности»
сюжета. Произведение отличается от предыдущих произведений М. Магауина и
стилем, и языком, и темой. Автор
прибегает к формам условности, с
помощью которых нарушается привычный
ход событий в реалистически изображаемой ситуации, он использует элементы выражения сущностного смысла повествования
аллегорические средства, фантастику, мистификацию. В произведении доминирует
авторский голос, «который и «маневрирует» событийным движением, расставляя
необходимые акценты в виде аналогий, проекций, ремарок на ударных поворотах
сюжетного действа» [1,29-30].
Саржан, молодой и перспективный скульптор,
мечтает создать шедевр. Услышав от своего друга, писателя М.Магауина о
существовании древней статуи кипчакской красавицы, он хочет ее увидеть. Саржан,
изучающий искусство древних тюрков, увидев в альбоме, подаренной другом,
каменную статую красавицы Айсулу, влюбляется в нее. Путешествуя по разным
городам, он увидел в музее, где собраны древние предметы, извлеченные при
раскопках, куски каменной статуи и узнал в ней очертания восхитительной груди и бедра. Саржан увидев куски каменной
статуи, пришел в глубокое волнение. Он не может забыть ее, им овладевает
беспокойство, желание самому сделать образ
красавицы, он создает прекрасную статую молодой женщины. В статую Айсулу
он вложил свою любовь к ней и поэтому она оживает. М.Магауин использует
известный в мировой литературе сюжет, когда автор, создав настоящее творение
искусства, влюбляется в него, вдыхает в него жизнь, как это случилось с его
героями. Окрыленного любовью героя реальность мало привлекает, он весь поглощен
созданием своей статуи.
Ночью, созданная им статуя оживает и зовет
его назад, в средние века. В этом
эпизоде причудливо соединяется реальное
с фантазией. С этой памятной ночи Саржан становится иным человеком – печальным,
рассеянным, задумчивым. Фантастический
поворот сюжета (Саржан выходит за пределы ХХI века) позволяет герою жить и
наслаждаться любовью с прекрасной красавицей. Саржан узнает, что он предводитель тюркского войска и муж Айсулу,
что трагически погиб на поле боя. Убитая горем Айсулу долго тосковала о
нем. Теперь он может увидеться с нею,
поговорить. Встреча с Айсулу открывает
Саржану романтическое средневековье –
древнюю и великую культуру кочевников, мир истории.
Отсутствие у Саржана принципиального различия между искусством и действительностью приводит к созданию столь жизнеподобной статуи. Саржан свой идеал постигает не разумом, а
интуитивно, через искусство. Но духовное
дано воспринять только человеку, не подчиняющемуся никаким правилам,
людям искусства. В романтическом образе Айсулу мистическим образом проявляется дух предков, древних тюрков, утерянного
за долгие годы господства тоталитарного государства и забвения своих
национальных истоков. Герой отправляется
в странствие в мир Айсулу. Это странствие духа и возрождение в нем духа народа.
Герой фантастически передвигается во
времени и пространстве, то в нашу эпоху, то в средние века. Саржан отрываясь от
социума, совершает путешествие по безграничным просторам духа. Странствие во
времени, начавшееся как ирреальное путешествие в глубины истории, есть скорее аллегория познания
- познание мира, истории, искусства,
собственной души. В произведении просматривается отчуждение героя от мира
материи, мира реального. В финале герой уходит вместе с Айсулу в средние века.
Действительность представляется ему преходящей, бессмысленной. Идеальное,
духовное заключено в образе Айсулу, воплотивший дух кочевников.
Главный персонаж повести «Кипчакская
красавица» - красота, воплощенная в романтическом образе прекрасной Айсулу. Каменная
статуя кипчакской красавицы Айсулу бегим – это символ красоты, неподвластной пространству
и времени, символ духовной природы кочевника,
древней и великой культуры номадизма. Образ кипчакской красавицы в произведении
приобретает черты романтического символа с его многозначностью и
устремленностью к идеалу.
В произведении стираются границы реального
и нереального, символ и реальность
сливаются воедино – в единый художественный континуум. Герой наряду с миром реальным живет и миром
идеальным, миром мечты. Фантастический сюжет
дает возможность автору ввести
тему ожившего пласта культуры, гордого духа кочевников. Позволив
Саржану счастливо жить в XII веке и вкусить любовь кипчакской красавицы,
М.Магауин заключает, что, в самом деле, дух народа, духовное прошлое, заключенный
в творениях искусства, никогда не
умирает, оно пребывает вечно.
Повествователь сочувствует своему герою,
все время находиться с ним. Автор в образе прекрасной красавицы ищет не только
предмет восхищения: его волнуют проблемы, выходящие за пределы событийного
уровня. Автор в конце произведения прославляет Кипчакскую красавицу как «прекрасную
царицу», как «Мать тюрков»: «Прощай, прекрасная Кипчакская красавица! Не
померкнет Твоя красота никогда! Ты пронеслась через века, и не забудут тебя
твои потомки! Ты будешь вечно жить, пока жив твой народ!» [2,60]. Эти слова,
завершающие произведение, дают
ключ к пониманию идеи автора, ищущий в
прошлом своего народа свидетельства богатой духовной жизни, проецирующейся в
современность.
В «Кипчакской красавице» художественный
язык М.Магауина отличается ярким
орнаментом и образностью. Философичность,
наличие ищущей мысли определяют его писательскую индивидуальность. Он является
искусным мастером образной подачи собственной мысли, отличается стремлением
придать живую реальность любой картине.
Этому, пожалуй, способствует во многом умелое сочетание волшебных
словосочетаний, фраз национального языка с многочисленными речевыми оборотами художественного
языка, способность аргументировано передать мысль и слово. Великолепное
сочетание мысли и слова отличает творчество писателя: предложения гармоничны,
ясны, доходчивы, проникновенны, не оставляют равнодушным, будят сознание.
С этой точки зрения, Мухтар Магауин –
большой художник, освоивший множество художественных методов и способов глубокого проникновения во внутренний мир
человека. Несмотря на то, что герои писателя простые и обыкновенные люди, у
каждого из них своя жизнь, судьба, характер, поступки, присущие только ему,
раскрывающие их душевный мир. Поэтому
писатель и проникает вглубь их внутреннего мира, и оценку действиям-поступкам
своих героев дает через чувства, душевное состояние каждого из них.
Тематика творчества М.Магауина широка.
Стремясь облечь в художественную форму правду жизни, писатель глубоко
всматривается в социальные, духовные сферы жизни героя. Писатель, благодаря
стремлению глубже познать современное общество с позиции миропознания,
посредством взаимоотношений общества и человека проникает вглубь психологии
внутреннего мира героя. Литература – духовный мир с безграничными
возможностями. Для того, чтобы слепить всесторонний образ героя, глубоко
проникнуть в душевные проявления человека, он широко и с художественным мастерством
использует в своем творчестве все возможности: художественные приемы-методы,
художественно-образные средства.
В советском
литературоведении эволюция творческого
пути писателя трактовалась от
романтизма к «жизненному» реализму. Время показало несостоятельность таких
суждений. Сравнение произведений М.Магауина
дает возможность проследить эволюцию его стиля. У М.Магауина
прослеживается переход от «строгого» реализма в ранних произведениях к
романтизму, модернизму более в поздних произведениях.
Сегодня в эпоху крушения
идеалов, нравственных ориентиров нашей литературе как раз не хватает
романтизма, понятного, конечно, не в смысле какой-то идеализации или сентиментального
украшательства. А в смысле романтизма, прежде всего гиперболизации
жизненного духа, как особого типа
отношения художника к жизни. Собственно-романтическое искусство, вопреки тому, что изо дня в день внушали нам
марксистские идеологи – это по преимуществу чувство утраты, тоски по идеалу. В этом отношении «Кипчакскую красавицу» можно назвать лучшим не только в творчестве М.Магауина,
но и во всей казахской литературе новейшего периода за особый лиризм,
возвышение красоты, духовности, устремленности к идеалу, за актуальность
проблемы, которую поднимает автор.
Литература:
1.
Жетписбаева Б. Символ в
движении литературы. -Алматы, 1999. - С.29-30.
2.
Магауин М. Кипчакская
красавица. - Алматы, 2001. - С. 60.