К.и.н. Хабижанова Г.Б.
Казахский Национальный университет им.аль-Фараби, Республика Казахстан
Тюркские сюжеты
в истории формирования некоторых казахских племен
Этнические
процессы, с которыми связывается формирование народностей в средневековый
период, определялись такими явлениями как крупные миграционные движения племен,
которые меняли места своего обитания: при этом происходило, как известно,
дробление, смешение, объединение разных иногда по происхождению родов и
этносов. Этим объясняется существование одних и тех же этнических названий в
составе разных тюркских народов, сохранение которых свидетельствует о древности
происхождения того или иного этнонима. В этом отношении этнонимическая
структура казахского народа дает богатый материал для выработки исторических
гипотез о возможных путях формирования некоторых родов и племен. В данной
статье мы приводим мнения известных ученых, высказывавшихся в разное время о
происхождении этнонимов, а также данные исторических источников, связывающие их
с проблемами происхождения некоторых казахских племен.
История
сохранила сведения, которые позволяют обратиться к раннесредневековому периоду.
Г. Потанин упоминал некое племя хотон, в составе которого один из родов носит
название маскар. Исследование племени хотон продолжили Б. Владимирцов и А. Самойлович. Б. Владимирцов причисляет
хотонов к тюркам, причем происхождение их определяет смешением нескольких
тюркских племен с преобладанием сартовского и кара-киргизского элементов.
Интересно, что монголы хотонами называли вообще всех туркестанских мусульман
или в целом всех мусульман. Сохранились легенды хотонов, повествующие о том,
что в древности их предки жили по соседству с ойратами в Джунгарии и пришли из
страны Кункер-хана, под которым монголы понимают мусульманского правителя. У
тибетцев словом кун-кар обозначают тюркский народ. В дербетских преданиях
упоминается, по словам Б. Владимирцова,
табунщик-старик Ак-сахл (аксакал), который был хотонцем. Дербетов
хотоны называют калмаками. Ко времени описания их обычаев Б. Владимирцовым, ученый
отмечал, что народ этот подвергся сильному влиянию монголов, хотя сами себя
хотоны не отождествляют с ними, а считают за родственный себе народ киргизов.
Иногда хотоны могут видеть приезжающих в Улангом киргизов и говорят, что их
язык и законы похожи на хотонские. Являясь мусульманами, насколько можно было
сохранить в условиях монгольского окружения свою веру, хотоны чтут также и
древние тюркские божества как например, покровителя их кочевий, владыку земли и
воды – Jer-cyw (жер-су).
Ему в жертву приносят барана, шкуру которого по окончании обряда отдают мулле [1,
с.265-277]. Для нас вопрос о хотонах интересен тем, что Г. Потанин
назвал среди 7 хотонских племен племя маскар. Каким образом это название могло
попасть к хотонам: либо в период джунгарского нашествия на степь от
сложившегося казахского племени маскар, отдельные элементы которого попали в
плен, либо этот этноним возник в среде тюркских племен Алтая и Монголии. Мы
склоняемся к первой версии, так как образование самого хотонского племени
представляется сборным из разных тюркских племен и происхождение его ввиду
этого относится скорее к более позднему времени, т.е. не ранее ХVIII в.
История племени маскар ХII в. была, во-видимому, связана с пришедшими в это время в
Семиречье кара-китаями. Г.Н. Потанин сообщал о тюркском племени хотон, которые
сами были частью племени дорбет. Племя это проживало в Западной Монголии [2, c.16]. Племена хотонов
названы Б. Владимирцовым и А.Н.
Самойловичем тюркскими по происхождению [3, c.280]. Этнографы В. Востров и
М. Муканов предположили, что часть хотонов в их числе и маскар ушла в свое
время на запад, войдя позднее в состав казахского, каракалпакского народов [4, c.95]. Так, у племени маскар
имеется подразделение крык-садак, которое в свою очередь, есть у
каракалпакского племени кендеклы, у узбеков-локайцев [5, c.52], а также у казахского
племени шанышклы Старшего жуза. Что касается кара-китайской исторической
взаимосвязи с племенем маскар, то, известно,
что кара-китаи, пришедшие в западные степи Казахстана, уже подверглись
тюркизации и здесь испытали сильное воздействие кыпчакского элемента. Отсюда
происходят многочисленные парные названия некоторых казахских, каракалпакских,
узбекских родовых подразделений с непременным участием племени ктай (например,
ктай-кыпчак, ктай-найман и др.). Все это дало основания предположить
исследователям, что, возможно, уже с ХII в. кара-китаи были тюркизированы. Исследователь
этногенеза башкирского народа Р. Кузеев
отмечал наличие в башкирской среде рода катай. При этом он указывал, что среди
башкирских катайцев есть два аула, носящих имя маскара, есть и подразделение с
аналогичным названием среди катайцев [6, c.231-232].
Племя таз,
имеющееся и в составе Байулы казахов Младшего жуза, является одним из самых
многочисленных среди тюркских народов. Интересны сведения, сохранившиеся об
этом этнониме. Племена под названием тазы (или тадзы) известны среди тунгузских
по происхождению народностей, проживавших в бассейне реки Уссури до г. Владивостока.
С.Н. Браиловский посвятил свое этнографическое исследование этому племени. В
этом труде, написанном в конце ХIХ в., автор указывал на существование южных и северных
тазов, из которых последние называются еще орочами, первые же кякала (орочами, испытавшими
сильное влияние маньчжуров) [7, c.129-132]. Широко известны
упоминания в русских летописях имени половецкого князя Таз, брата Боняка [8, c. 258-259], что свидетельствует о проникновении тазов в западные степи Казахстана в
домонгольский период, так как «в эпоху средневековья племенных вождей нередко
называли в соответствии с этнонимом возглавляемого им объединения» [6, c.355]. Приход в западные степи
Казахстана племени таз в домонгольский период доказывается еще и тем, что тазы
в конце ХIII
в. участвуют в борьбе между Ногаем и Токтой (тазы находились в родственных
отношениях с Ногаем) [9, c.109-111]. Это значит, что
расселение их здесь произошло ранее и где-то уже в первой трети ХIII в., когда монголы
предпринимают поход на запад, «тазлары кочуют вместе с телевцами в южных
степях, локализуясь в основном между Эмбой и Уралом». Исследователями
высказывались различные гипотезы о происхождении племени таз. Однако
родоплеменная группа тазов, проникшая в начале II тыс.н.э. на запад, в Дешт-и
Кыпчак, несомненно была тюркоязычной. Упоминание «Сокровенным сказанием»
племени тас вместе с телесами при завоевании лесных» народов монголами в начале
ХIII в. дало основание
считать их древнетюркским образованием [10].
Сравнительный анализ
древней топонимики с историческим эпосом, на основе которых было высказано
немало интересных гипотез о прошлом казахских племен, позволил предположить
некоторым исследователям существование взаимосвязи в именах родословной племен
казахского Младшего жуза с географическими названиями местностей Западного
Казахстана. Так, местность Шагырай сопоставляется с ураном племени шеркеш, в
котором видится этническая взаимосвязь шеркеш с огузами. В именах потомков
племени шекты, указывается имя Шагыр, в составе которого имеется еще род Таз (Алдияр),
что позволяет предположить также связь с племенем таз объединения байулы.
Предполагается также возможная связь племени шеркеш через их уран Шагырай со
средневековым племенем чагра. Об этом племени сведения имеются у Н. Аристова,
который сообщал о том, что Ибн-Хордадбеху известны тюркские племена, среди
которых упоминаются джегиры. Частью джегиров Н. Аристов считал отделение чегыр
рода жаныс племени дулатов. Далее он указывает также, что эти чегиры могут быть
родственные канглам или карлукам (одна из ветвей карлуков носила название Tehe-khi, если добавить опускаемую
китайцами бурву –р, то получится чегир [11, c.38]. Если чегиры соединились
с карлуками или канглами, то вполне вероятно, что ко времени завоевания
монголами казахской степи, дошедшие до современного западного Казахстана эти
племена, смешавшись с огузами могли войти в состав формировавшегося тогда
племени шеркеш. Название шеркеш, как считают исследователи, могло в ХIII в. фигурировать в
источниках как серкесут (сравните серкеш-шеркеш). Действительно в «Сокровенном
сказании» писалось, что Чингис-хан отправил в поход своих батыров в земли
народов, территория которых соответствует современному Западному Казахстану. [10, c.188-189]. Н. Волкова,
исследовавшая кавказские этнонимы указывает, что ногайцы называют адыгов
шеркешами [12, c.71]. Лаврентьевская
летопись упоминает адыгов (касогов) в связи с походом князя Тьмутараканского,
позднее Черниговского (X-XI в.) Мстислава: «Пойде Мстислав на Ярослава с Козары и
с Касогы» [13, c.147].
Таким
образом, данные исторических источников, а также исследования ученых позволяют
возвести историю казахских племен к ранним периодам формирования тюркской
этнической общности.
Литература
1. Владимирцов,
Б. (1916 а) Новые данные о хотонах // Записки Восточного Отделения Имп. рус. арх. Общества, Пг.: Тип. Имп. АН,
Т.23: 265-277.
2. Потанин, Г.Н. (1893) Тангуто-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Путешествие 1884-1886, СПб.: Тип. А.С. Суворина, Т.1.
3. Владимирцов, Б.Я., Самойлович, А.Н. (1916 б)
Турецкий народец хотоны // Записки ВОИРАО, Пг.: Тип.Имп. АН, Т. XXIII: 265-290.
4. Востров, В.В., Муканов, М.С. (1968) Родоплеменной состав
и расселения казахов (конец ХІХ -
начало ХХ вв.), Алма-Ата: Наука.
5. Жданко, Т.А. (1950) Очерки исторической этнографии каракалпаков,
М.-Л.: Изд-во АН СССР.
6. Кузеев, Р.Г. (1974) Происхождение башкирского
народа, М.: Наука.
7. Браиловский, С.Н. (1901) Тазы или Удихэ //
Живая старина / Под ред.
В.И. Ламанского, СПб., Вып. III-IV:
129-145.
8. Ипатьевская летопись (1962) // Полное собрание русских летописей / Под ред. А.А. Шахматова. 2-е изд., М.: Вост.лит., Т. 2.
9.
Тизенгаузен, В. (1884) Сборник материалов,
относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из соч.
арабских, СПб.: Изд. на иждивении гр. Г. Строганова, Т.1.
10. Козин, С.А. (1941) Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Юань-чао би-ши. Монгольский обыденный изборник, М.-Л.: Издательство АН СССР, T.1.
11. Аристов, Н.А. (1897) Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина, СПб., Вып.3-4: 1-456.
12.
Волкова, Н.Г.
(1973) Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа, М.: Наука.
13. Лаврентьевская летопись / Полное собрание русских летописей, (1926), Л.: АН СССР, Т.1.