К.ф.н. Хирьянова Л.В.
Белгородский университет кооперации, экономики и права
Этико-трудовой кодекс замкнутых
субкультурных идентичностей (старообрядцев, молокан)
Современное мировое развитие является ареной, где происходит культурная
адаптация замкнутых религиозных групп. В условиях модернизации они стремятся
к изоляционизму от чужих культур для сохранения собственного духовного опыта и самосознания, не
приемлют ценности современного общества
потребления. Все это делает возможным изучение под одним углом зрения старообрядцев
и русских сектантов молокан,
классифицируя их как группы, составляющие в своей совокупности «замкнутые национальные
идентичности».
М. Вебер в труде
«Протестантская этика и дух капитализма», подметил принципиальную особенность, что
именно религиозные меньшинства исторически проявили себя в разных областях
экономики [1]. Изоляционизм, стремление к полному обособлению и
противопоставлению себя внешнему миру (миру антихриста в беспоповстве) повлияли
на развитие духа предприимчивости. Линия государства и официальной Церкви в
отношении «раскольников» и сектантов не позволяла им быть задействованными в политической,
научной, медицинской деятельности. Занятие предпринимательством не требовало от
своих участников принадлежности к конкретной форме вероисповедания. Исследователь
П.Е Матвеев пишет: «само социальное положение «изгоев» общества в определенной
степени и в среде староверов, как и в среде евреев, стимулировало к
определенной хозяйственности» [6]. Таким образом, необходимо говорить о
тенденции к высокой экономической активности в сфере замкнутых религиозных
субкультур.
По
мысли О. Шпенглера, человек реализует
свое видение мира в экономической сфере, «всякая экономическая жизнь – есть
выражение душевной жизни» [10, с. 498]. Бог как фундаментальная первооснова бытия занимает ценностно-смысловое место в
мировоззренческой системе замкнутых сообществ
и выступает регулятором человеческого поведения. Идеальным
является императивный тип поведения, при котором носитель субкультуры действует
в соответствии с установленными эталонами: вера, долг, честь, жертвенность и
т.д. «И честь – вопрос крови, а не рассудка. Здесь не раздумывают: кто
раздумывает, уже бесчестен» [10, с.358].
Основой предпринимательской и трудовой этики замкнутых сообществ являются такие аксиологические
понятия как доверие, честность, коллективизм, взаимопомощь, аскетизм,
духовно-нравственное совершенствование, противопоставленные индивидуализму,
духу соревновательности, материальному благополучию. Экономическая
модель замкнутых религиозных идентичностей по своей природе сверхрациональна. Трансцендентные,
морально-этические идеалы доминируют над прагматическими целями: пользой,
выгодой. Прибыль не является
самоцелью. Отсутствует культ денег, богатства. Следовательно, замкнутые
субкультуры контрастируют с модернистским обществом, где главной особенностью бытия
человека является стремление к наживе. В.В. Розанов хорошо сказал об этом,
защищая традиционный уклад: «То исключительное и, в сущности, редкое явление,
что некоторые люди озабочены не самою жизнью, а добыванием средств к жизни,
становится в самую душу цивилизации, и она становится совершенно сумасшедшим
спортом добывания средств к жизни – для чего, черт знает» [9, с. 22].
Феномен старообрядческого
предпринимательства можно объяснить стремлением к сохранению органической
духовной связи поколений. «В сохранении традиции предприниматели-старообрядцы
осознавали свое предназначение, в бережном отношении к заветам предков видели
путь к спасению» [8, с. 69].
Главный мотив практической деятельности староверов - не личное
обогащение, а приобретение материальных средств на пользу своей общины. В этой связи необходимо акцентировать
внимание на результатах, полученных в ходе полевой работы в старообрядческих
группах на территории Белгородского региона. Участие в торговой и деловой сфере
непосредственно обнаруживается у старообрядцев как поповского, так и беспоповского
направления. Предпринимательская
активность направлена на организацию материальной базы старообрядческих
автохтонных сообществ и восстановление знаково-символической системы
старообрядческой субкультуры (строительство, реставрация храмов и т.п.).
Предприниматели-старообрядцы продолжают древнерусскую традицию меценатства и
благотворительности как высшего нравственного проявления подвижничества. Таким
образом, предпринимательская инициативность выступает необходимым элементом развития и существования религиозной
общины и сохранения реликтовых культурных форм старообрядчества.
Мировоззрение молоканской
субкультурной общности содержит тенденции к первохристианским идеалам, к жизнесуществованию
в полном соответствии с Евангельскими принципами, в том числе и благовестием
труда. В отличие от старообрядцев сектанты молокане полностью отрицают внешнюю религиозно-обрядовую
традицию, которую они заменяют этическим принципом добрых дел, включающим
трудолюбие в качестве основного сотериологического компонента. М. Вебер
отмечал, что русские сектанты, особенно молокане, наиболее близки к этике
протестантизма [2, с. 292]. Советский исследователь А.И. Клибанов основной
причиной благосостояния молокан считал капиталистическую систему производства
сельскохозяйственной продукции. Молоканские этно-локальные группы достигли
значительных успехов в развитии хозяйства, чему способствуют такие этические
категории как терпение, трудолюбие, упорство и трезвый образ жизни представителей
этой замкнутой идентичности.
Отношение к труду,
хозяйствованию в исследуемых замкнутых субкультурах: на первый взгляд, определяется
близкой связью с протестантской доктринально-этической системой, однако можно
увидеть, что их этико-трудовой кодекс неотделим и от религиозно-ценностных
категорий базовой национально-традиционной культуры и хозяйственной этики
православия. Как пишет
А.В. Карташов, «Старообрядцы и духоборы, в Отечестве и в эмиграции давшие явления
сочетания веры и быта зажиточного и производственного, обнаруживают эти именно
потенции и, так сказать, практическую метафизику русского православия» [3, c. 20].
Трудовая этика религиозных субкультур (старообрядчества и молоканства) складывается под воздействием двух основных факторов: сложившейся
в определенных условиях специфики вероучения и мировоззрения и русской
этико-национальной традиции.
Литература:
1.
Вебер
М. Протестантская этика и дух капитализма.
- М.: Прогресс, 1990.
2. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1921.
3. Карташев А.В. Смысл старообрядчества // Церковь:
Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1992. № 2. С. 20.
4. Керов В.В. «Се человек и дело его…»:
Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства. - М.:
ЭКОН-ИНФОРМ, 2004. - 658 с.
5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: 1990.
6. Матвеев П.Е.
Старообрядческая этика и экономика
(ценностный анализ). - Электронный ресурс: http://www.bestreferat.ru/referat-92483.html
7. Невлева И.М. Деловая культура:
Универсальность и специфика, Монография. – Белгород: 2001. - С.209
8.
Расков
Д.Е. Хозяйственная жизнь русского старообрядчества: Новаторство в рамках
традиций // Вестник СПбГУ. Сер. 5, 1999,
вып. 3 (№ 19)
9. Розанов В.В. Последние листья/ под общ. ред.
А.Н.Николюкина. М.: 2000. С.5-236.
10.
Шпенглер О. Закат
Европы: Очерки морфологии мировой истории. - М.: 1993. Т. 1.