Чальцева Юлия Александровна,
г. Таганрог
Двигательная
дыхательно-звуковая гимнастика как средство развития вокальных способностей
детей старшего дошкольного возраста
(из опыта работы
вокального кружка «До-ми-солька!»)
Одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности
является пение. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и
познавательного развития. Как отмечает К. Тарасова, пение это
психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких
как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., поэтому важно, чтобы
голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок
испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием.
Именно дошкольный возраст, по мнению многих специалистов, является самым благоприятным периодом для формирования и развития певческого голоса. Это долгий и кропотливый процесс, который требует от педагога терпения, бережного отношения к голосовому аппарату ребенка и творческого подхода в обучении.
Очень важно беседовать с детьми о том, как бережно
относиться к своему голосу. Петь слишком высоко или слишком низко нежелательно,
потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение
в удобном диапазоне помогает развивать голосовой аппарат. Известно, что дети
любят покричать. Крик также наносит несомненный вред голосовому аппарату, а при
наличии его дефектов ребенок поет неправильно, причем создается ложное
впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно
петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Все это говорит о том, что
правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по
постановке певческого голоса.
Процесс
пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии
голоса, но и способствует формированию личности в целом, умению выражать себя.
Именно поэтому в нашем детском саду был организован вокальный кружок «До – ми -
солька». В своей работе по развитию детского голоса, я активно соединяю
движение, дыхание и звук. Первым и очень важным направлением на занятиях кружка
является работа по формированию движения. Ведь никто не подвергнет сомнению, что движение
является биологической потребностью растущего организма. Педагогу необходимо стимулировать двигательную активность, всячески
поддерживая ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавая условия
для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности детей
создаются благоприятные условия для обмена веществ, что в свою очередь стимулирует
развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой
системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Правомерно выражение:
«Движение — это жизнь». Именно движение делает ребенка выносливым, ловким,
сообразительным. Но, к сожалению, в последнее время отмечается тенденция к
понижению двигательной активности детей дошкольников и малышей. Дети подолгу
сидят у телевизоров, за компьютерами, ведут малоподвижный образ жизни. Снижение
двигательной активности приводит к нарушениям нормального развития ребенка.
Следующим направлением работы кружка является развитие
вокального дыхания у детей. Многие
певцы считают, что умение петь - это умение правильно дышать, а точнее
правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего решается у детей. Навык
певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребенка
дошкольного возраста практически невозможно. Однако, как писали в своей работе
А.Ф. и С.В. Битус, при упорной и систематической работе с детьми можно освоить
технику распределения дыхания, состоящую из трех моментов, освоение которых
может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:
1. Короткий бесшумный вдох,
не поднимая плеч.
2. Опора дыхания – пауза или
активное торможение воздуха. (Детям объясняем: «Вдохнули его и задержали его в
животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряженными мышцами живота
на коротенькое время – «надули шарик»).
3.
Спокойное
постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям:
«Медленно через рот на звук «пф» выпускаем воздух, который вдохнули, - сдуваем
шарик»).
Третьим направлением является работа над звукоизвлечением. Ведь пения без
звукообразования существовать не может. Вначале нужно научить детей умению
слушать и отличать красивое пение от некрасивого, то есть умению постоянно контролировать
себя. Как отмечает в своем пособии М.Ю Картушина, в работе с дошкольниками
допустимо использование только мягкой атаки звука, так как твердая атака
способна нанести вред хрупкому детскому голосу. Используя эти три направления,
я пытаюсь избавиться от существующего шаблона, что пение является неким
статичным видом музыкальной деятельности детей. Ниже приведу пример нескольких
упражнений, любимых детьми и активно используемых мною в работе.
Упражнение «Клоун»: И.п. стоя, ноги на
ширине плеч, руки на поясе. После глубокого вдоха, дети делают резкий наклон
вперед и произносят слог «Ха-ха-ха» или «Хи-хи-хи»;
Упражнение «Комарики»: дети ставят ладони на
плечи («крылышки»), машут ими, двигаясь по залу и произносят звук «з-з-з…»,
предварительно сделав неглубокий вдох через нос;
Упражнение «Змейка»: дети становятся друг за
другом на колени и опираются на руки (получается «длинная змейка»), затем делая
вдох передвигаются друг за другом и на выдохе произносят звук «ш-ш-ш..» (змейка
«шипит»).
Благодаря этим и многочисленным другим упражнениям ребенок
получает огромное удовольствие и радость в процессе занятия пением. И именно от
педагога зависит, научится ли он различать правильное звучание своего
голоса и неправильное, формировать
правильный, красивый певческий звук, то есть управлять своим голосом, уметь
сохранять его качество.