Музыка и жизнь/1.Музыка: изучение и преподавание.
Старш. преп.Т.М.Дерига,
старш. преп.Ж.Х.Закирьянова
Восточно-Казахстанский
государственный университет им. С.Аманжолова
О
развитии волевых качеств будущих дирижёров.
Активность
дирижирования немыслима без наличия у дирижера волевых качеств. Как правило, они
формируются и развиваются в
процессе преодоления всевозможных трудностей и препятствий.
В дирижерском исполнительстве волевые качества проявляются как в
настойчивости действий, направленных на достижение цели, так и в самих жестах дирижера. В
дирижерском исполнительстве имеет значение
не только то, к чему он стремится, но и какими мануальными средствами это осуществляется. Дирижер может делать точные замечания, ориентирующие
исполнителей на определенную цель,
умело руководить ансамблем исполнения. И в то же время его жест может не
соответствовать его требованиям, не
обладать достаточной настойчивостью и не воодушевлять исполнителей. В результате исполнение оказывается
вялым или формальным.
Настойчивость жеста не связана с каким-либо физическим
напряжением, с большой амплитудой, резкостью и прочими признаками волевых усилий. Волевые качества
дирижера могут проявляться не только в движениях, но и в характерном положении корпуса, в мимике, в выразительном
положении левой руки. Вместе с тем внешние
признаки подлинного волевого усилия дирижера должны быть отражением стремления достичь необходимого результата. Только в этом случае выразительные
жесты смогут вызывать соответствующую
реакцию исполнителей. В
дирижировании оказывается возможной и «подделка» — выразительные движения без того чувства, которое они
должны отражать. Волевой жест может
быть скопирован, подобно любому движению, с внешней стороны. Такой жест
производит впечатление лишь на неискушенного
слушателя, исполнители же обычно остаются
равнодушными к «картинным» жестам и позам дирижера. Привычка дирижировать, не ощущая «материальности» звука, не встречая «сопротивления» исполнителей,
не общаясь с ними как с участниками
исполнения, не только не развивает волевые
качества, но может повести к прямо противоположным результатам —
пассивности дирижирования.
Развитие волевых качеств — важнейшая
проблема воспитания дирижера, но особенно остро она стоит применительно к
условиям
самостоятельных занятий. В значительной степени она может быть разрешена, если дирижер будет
заботиться о развитии подлинно волевых
качеств, а не внешних атрибутов их проявления, имея в виду, что первое ведет к совершенствованию выразительных средств дирижирования, тогда как второе
приучает к позерству, к поверхностному жестикулированию под музыку. Для
того-то и необходимы активные и целенаправленные методы работы как над музыкальным материалом, так и над
жестовым его воплощением.
Как известно, деятельность дирижера подразделяется
на три основных
этапа: домашние(самостоятельные) занятия (освоение партитуры), репетиции с хором и само
выступление перед слушателями или зрителями. Первый этап работы — наиболее
трудоемкий — имеет сугубо подготовительное значение и по своему характеру и содержанию
резко отличается от того, что дирижеру придется выполнять в дальнейшем.
Только при встрече с музыкальным коллективом
дирижер сможет приступить к
воплощению своих художественных замыслов.
(У дирижера, занимающегося в учебном заведении, имеется еще промежуточная стадия, когда он дирижирует в
классе хорового дирижирования.) Важно отметить, что при дирижировании исполнителями
ему непременно приходится пользоваться мануальными средствами управления исполнением. В самостоятельной работе он не всегда их применяет, что отрицательно
сказывается на формировании его
профессиональных качеств. Действительно, если партитура произведения
выучивается дирижером без мануального её освоения,
то одно из важнейших звеньев обучения — развитие выразительных средств дирижерской техники — выпадает почти полностью.
Не видя необходимости в мануальном освоении партитуры, молодой дирижер считает возможным ограничиваться
во время самостоятельных занятий
лишь изучением партитуры, полагая, что собственно к дирижированию он приступит во время репетиций с хором. Но во время репетиций дирижер поглощен
массой забот и обязанностей и не может уделять особого внимания развитию техники дирижирования, а, следовательно,
необходимых для его профессии
особенностей и качеств. Для этого требуется время и специальная тренировка. Условия для такой работы дают только домашние занятия. Отсутствие исполнителей не
должно быть препятствием па пути к
овладению дирижерской техникой.