Рефлексия как механизм развития профессиональной
деятельности
Сарсекеева Ж.Е., Сарсекеева Н.Е.
Казахстан, г. Караганда
Понятие «рефлексия» имеет свои истоки,
свою траекторию развития и особенности наполнения смыслом. Данный феномен все
чаще входит в оборот профессиональной терминологии. Как и большинство понятий,
имеющих широкое распространение, понятие рефлексии оказалось весьма
неоднозначным.
В философской и психологической литературе
термин рефлексия применяется довольно широко, но все его трактовки лежат в
русле представлений, соответствующих дословному переводу этого слова с
латинского языка, то есть в рамках представлений об отражении той или иной
сущности в сознании (мышлении) человека [1,2].
Иногда понятие рефлексии необоснованно
используется как объяснительный принцип для решения каких-либо частных задач, в
соответствии с чем ей дается новое узкое определение [1].
Впервые в науку термин «рефлексия» ввел Р.
Декарт. Он отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиваться на
своих мыслях, абстрагировавшись от внешнего, телесного [3].
Дж. Локк, отвергая концепцию врожденных
идей Р. Декарта, проводит мысль об опытном происхождении знания и в этой связи
различает два вида опыта – чувственный опыт и рефлексию (внутренний опыт).
Последняя есть «…наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы
ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [4,
с. 129], тем самым рефлексия – это внимание к тому, что происходит в нас.
Вслед за указанным положением появилось
одно из самых общераспространенных делений рефлексии по ее предмету на
внутреннюю и внешнюю.
Г. Лейбниц, критикуя различение Дж. Локка,
показывает, что «… для нас невозможно рефлектировать постоянно и явным образом
над всеми нашими мыслями, в противном случае наш разум рефлектировал бы над
каждой рефлексией до бесконечности, не будучи в состоянии перейти к
какой-нибудь новой мысли» [5, с. 107].
И. Кант рассматривал рефлексию в связи с
исследованием оснований познавательной способности. Он считал рефлексию «состоянием
души, в котором мы, прежде всего, пытаемся найти субъективные условия, при которых
можем образовать понятия [6, с. 314-316].
Ф. Гегель подчеркивает, что индивидуальное
сознание и самосознание не могут быть поняты из самих себя. Лишь через отношение
к другим индивидуальный субъект существует для себя как Я [7]. Таким образом, в
философии Ф. Гегеля рефлексия фактически выступает движущей силой развития
духа.
Особую значимость для нас имеет позиция
Дж. Дьюи, который обосновал положения современного рефлексивного обучения. Он
считает, что рефлексия начинается в положении, которое достаточно ясно может
быть названо положением на распутье, положение двойственное, представляющее
дилемму, предлагающее альтернативы. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором
во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или
где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум…
Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [8, с.
14].
Дж. Дьюи анализирует полный акт
рефлективного мышления и выделяет пять отдельных логических ступеней: чувство
затруднения, его определение и определение его границ, представление о
возможном решении, развитие путем рассуждения способов действия, дальнейшие
наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, разработке альтернативных
способов действия [8, с. 60]. Первая и вторая ступень часто сливаются в одну:
затруднение может ощущаться с достаточной определенностью. Когда проблема
чрезвычайно запутана, в первую очередь мы получаем эмоциональное раздражение,
толчок. В таком случае необходимо наблюдение для анализа проблемы. Третья
ступень – представление или предположение: представление или предположение
является центром умозаключения; оно заключает в себе переход от того, что дано,
к тому, что отсутствует, на основании этого делается вывод; возникший в
представлении вывод сохраняется для опыта, проверки и составляет идею,
синонимами для него являются предположение, догадка, гипотеза и теория.
Последней ступенью является экспериментальное подтверждение или проверка идеи,
основанной на предположении. До момента принятия идеи заключение гипотетично.
Наблюдение фигурирует на первой и последней ступени акта рефлективного мышления
[8].
Таким образом, схема рефлективного
мышления циклична. Вследствие сосредоточения на самом себе рефлексирующее
существо становится способным развиваться. При этом рефлексия является одним из
механизмов развития профессиональной деятельности, которая может совершаться в
процессе профессиональной подготовки. Направленность человека на развитие
профессиональной деятельности или ее изменение происходит лишь в итоге
рефлексивного анализа предыдущего опыта.
Список литературы
1. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология
рефлексии. – М., 2002. – 312 с.
2. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной
психологии решения творческих задач. – М.: АПН СССР, 1990. – 215 с.
3. Декарт Р. Сочинения. – М., 1989. - Т.1.
– 428 с.
4. Локк Дж. Избранные философские
произведения. – М., 1960. - Т.1. – 622 с.
5. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом
разуме. – М., 1983. - Т. 2. – 686 с.
6. Кант И. Сочинения. – М., 1966 - Т.3. –
799 с.
7. Гегель Ф. Энциклопедия философских
наук. – М., 1974. - Т.1. – 452 с.
8. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. – М., 1999. – 192 с.