Таюпова Элеонора Камильевна
Карагандинский государственный университет им.
Е.А.Букетова
Ресурсы стимулирования детского творчества в системе
дополнительного образования детей в Казахстане
Современное казахстанское общество
нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро,
профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели,
гражданская ответственность за все, что происходит вокруг. Необходимость
формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной
проблемой.
Особое значение для развития ребенка имеют
возможности, предоставляемые ему в детстве, в школьные годы. Здесь
закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные
установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные
способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром
(Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
Л.В.Занков, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский,
В.Д.Шадриков и другие).
Тем не менее, совершенно очевидно, что
такая задача не может быть выполнена усилиями только одной школьной системы.
Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой
информации и, что особенно важно, дополнительное образование детей, имеющее
значительный педагогический потенциал.
Дополнительное образование детей выступает
как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности
создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на
воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах
деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству
[2,10].
Творчество – высшая форма активности и
самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить,
усовершенствовать, внести новое и оригинальное» [1,41].
А.Г.Спиркин утверждает: «творчество – это
мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является
созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов,
свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования
материального мира или духовной культуры…»
[2, 47].
По М.Н.Скаткину, творчество способствует
всестороннему развитию и доставляет детям большую радость, поэтому необходимо
всегда, где только предоставляется возможность, включать в деятельность
школьников творческое начало [3,17].
На основании многочисленных исследований
(М.К.Акимова, П.П.Блонский, В.В.Давыдов, В.Н.Дружинин, М.Н.Шардаков и др.)
установлено, что особенно актуальным для развития творчества является младший
школьный возраст. С одной стороны, к началу школьного обучения наблюдается
некоторое снижение творческой активности детей, с другой, глубокие изменения,
происходящие в психическом развитии младшего школьника, свидетельствуют о
широких возможностях творческого развития на данном возрастном этапе.
Самые различные творческие проявления
ребенка должны постоянно находиться в фокусе особого пристального
профессионального внимания любого руководителя детского творческого
объединения. Именно на основе многогранного психолого-педагогического анализа и
одновременной деятельностно-практической поддержки детского творчества только и
может эффективно функционировать система воспитательной работы в коллективе
любого объединения организации дополнительного образования детей.
Профессионально работающий педагог дополнительного образования должен не только
диагностически, но и
деятельностно-практически реагировать на возникновение самых первых,
едва заметных проявлений спонтанного творчества у отдельных обучающихся [2,74]
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
детского творчества показывает, что творчество вообще, а детское в особенности,
всегда крайне индивидуально, подчас непредсказуемо, всегда насыщено
разнообразными изгибами, поворотами и парадоксами в своем развитии [2,77].
Проблема стимулирования детского
творчества является весьма актуальной для теории и практики воспитания детей
в системе дополнительного образования.
Даже самые обобщающие взгляды на психолого-педагогическую природу становления и
развития этого феномена у ребенка оказываются диаметрально противоположными.
Как утверждают одни, детское творчество спонтанно по своей природе, оно может появляться
и непредсказуемо исчезать, а его педагогическая «обработка» чаще всего только
вредит делу. В соответствии с данным подходом, детское творчество – это весьма
специфическая область психологического бытия растущей личности, неподвластная
научно-аналитическому знанию, это
некотором роде автономная сфера, имеющая весьма косвенное,
опосредованное отношение к творческой деятельности взрослого человека. С другой
стороны, многие видные психологи, исследователи-педагоги и учителя практики
придерживаются той точки зрения, что истинная творческая деятельность вырастает
только на твердой базе изначально сформированных у ребенка общеучебных и
специально-предметных знаний, умений, навыков. И действительно, как утверждает
Н.Б.Никитин, детская творческая спонтанность с течением времени может
постепенно угасать, а на смену ей приходит качественно иной, более осознанный
уровень детских творческих проявлений [4,11]. Поэтому возникает вопрос о
необходимости целенаправленного, последовательного формирования в процессе обучения
некоторой универсальной базы общетворческих и специально-предметных умений и
навыков. Эта задача как раз и объясняет глубинную суть предлагаемого
сторонниками этой концепции педагогического вмешательства в процесс становления
и развития творчески ориентированной личности ребенка.
Сверх того, в педагогике дополнительного
образования остро сегодня стоит вопрос и о наличии собственной творческой
одаренности педагога. Ведь очень трудно, и почти невозможно приобщить ребенка к
тому, чем сам не обладаешь хотя бы в минимальной мере. Поэтому процесс развития
детского творчества требует со стороны педагогов высочайшего воспитательного
профессионализма, максимально полного внимания к малейшим творческим
проявлениям ребенка во внеучебной деятельности, а со стороны родителей –
искренней заинтересованности в разнообразных успехах ребенка.
Список литературы:
1.
Педагогическая
энциклопедия / Редкол.: А.И.Каиров,
Н.Ф.Петров,
А.И.Богомолов, Н.К.Гончаров и др. М.: Советская энциклопедия, 1968, т. IV.
2.
Спиркин А.Г. О
творческой силе человеческого разума. Послесловие. – М.: Прогресс, 1979. – 143 с.
3.
Скаткин М.Н. Школа и
всестороннее развитие детей. – М., 1980.
4.
Никитин Б.П.
Ступеньки творчества или развивающие игры / Никитин Б.П. – 3-е изд., доп.. –
М.: Просвещение, 1989. – 160 с.