Педагогические науки /3. Методические основы воспитательного процесса
К.п.н. Буровкина Л.А.
ГОУ ВПО «Московский городской педагогический
университет», Россия
Роль декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественного образования и эстетического воспитания учащихся
Важнейшей функцией образования является
сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ
человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых
приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие
люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать
его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся
личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой
деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация;
способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное
самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и
воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в
культуре и искусстве, использование их в процессе художественного образования и
эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Эстетическое
воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует
характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни
творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной,
хозяйственной, технической, культурной, педагогической. Эстетическое воспитание
влияет на личность средствами искусства, в том числе народного
декоративно-прикладного искусства, которое является важным фактором
нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность школьника.
Сегодня художественно-эстетическое
воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как
историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни. В
современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека
культуры, возникла потребность возрождения культурных ценностей народа.
Возрождение культурных ценностей народа и приобщение школьников к национальной
культуре народов России имеет неоценимую значимость в современных условиях
развития общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования,
формирует устойчивое понимание у школьников о развитии материальной и духовной
культуры, о значимости человека в приумножении культурных ценностей, помогает
понять полигамность образов народного творчества, как основы коммуникаций людей
разных национальностей и исторических эпох, подтверждает причастность личности
к материальному и духовному миру своего народа, к общечеловеческим ценностям.
Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий
внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем
протяжении своего существования.
Организация художественно-творческой
деятельности школьников, их художественное образование и эстетическое
воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная
форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
Для эффективной методики художественного
образования и эстетического воспитания учащихся средствами
декоративно-прикладного искусства предполагаются следующие педагогические
условия:
·
раскрытие роли
декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике
художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента
образования;
·
формирование способности
к пониманию исторического развития
художественной национальной культуры;
·
создание условий для
формирования творческих способностей личности в процессе познания
художественной национальной и региональной культуры народов России, где
региональное искусство рассматривается как часть отечественной художественной
культуры, как мир целостности, включающий отношение искусства одного народа к
искусству и культурным ценностям другого народа;
·
формирование
мировоззрения с устойчивой нравственной ориентацией на общечеловеческие
ценности;
·
формирование личности
учащегося как носителя национальных духовных традиций высокой культуры и
нравственности;
·
учет возрастных и
индивидуальных особенностей, закономерностей
художественно-творческого развития учащихся;
· содержание целей и задач имеет
личностную направленность;
· содержание обучения состоит из
трех составляющих: восприятия реальности, восприятия аналога декоративного
произведения и авторского варианта переложения реального образа с учетом
заданных характеристик декоративной композиции;
· использование проблемного,
эвристического и исследовательского
методов обучения обеспечивает
включение учащихся в творческую (продуктивную) деятельность;
· система упражнений по освоению
техники и технологии изучаемых видов декоративно-прикладного искусства направлена
на развитие
художественно-творческих
способностей;
· комплексный подход к обучению.
Декоративно-прикладное искусство как средство
эстетического воспитания способствует формированию у школьников чувство
принадлежности к роду, национальной культуре, развитию их художественно-прикладных
способностей и умений, воспитанию ориентации на творчество. Наш народ
«приобщался к великой художественной традиции, корнями своими уходившей в
классическую древность. …Подлинно из глубин народной души росло и
выкристаллизовывалось эстетическое чувство» [1, с. 117]. Особо важными
компонентами содержания воспитания учащихся выступают: сохранение совокупного
духовного опыта человечества, диалог между различными культурами и народами;
овладение детьми основами декоративно-прикладного творчества; освоение
материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной
художественной культуры путем ознакомления с ними и их воспроизводство в
творческих видах деятельности.
Притягательной силой декоративно-прикладного искусства
для школьников является разнообразие и практичность многих его видов и жанров. Среди различных видов декоративно-прикладной деятельности особое место
занимает керамика, художественный текстиль: роспись ткани, ручное ткачество,
аппликация и др. Эти виды декоративно-прикладной деятельности обладают специфичным
художественным языком, уникальность которого состоит в том, что многообразные
оттенки содержания декоративного образа успешно выражаются не только с помощью
различных технологий изготовления изделия, но и через формообразования материала,
в котором выполнено изделие. Решая задачи художественного
образования и эстетического воспитания, художественно-творческая деятельность
воздействует на ум и чувства ребенка различными формами и методами, побуждая
ребенка к эстетическим эмоциям, постижению гармонии и красоты, а самое главное
– это творческая активность, которая может быть проявлена в самых различных
областях будущей деятельности, подвигающей ученика к самосовершенствованию
своих способностей, знаний, умений и навыков.
Литература:
1. Любимов Л.Д. Искусство
Древней Руси / Л.Д. Любимов. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.