Джафарова Елена Викторовна,

муз. руководитель МДОУ д/с №41,

г. Таганрог

 

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в развитии ребёнка играет речь, с помощью которой происходит осознанное восприятие окружающего мира, общение со сверстниками и взрослыми. Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Понятие «выразительность речи» имеет интегративный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности. Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём ни только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важный момент: нередко люди содержательные, владеющие речью, настолько застенчивы, неуверенны в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия 2-3 посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова. Становится ясно, что необходимо снять эту напряжённость, настороженность, нервозность в поведении детей, развить коммуникативные способности, увлечь творчеством.

Для развития выразительности речи в театрализованной деятельности в условиях кружковой работы поставлены следуюшие задачи:

1. Побуждать детей к импровизации с помощью мимики, пантомимики, выразительных движений и интонаций, как в речевой, так и в песенной палитре при передаче характерных особенностей различных персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний.

2. Развить устойчивый интерес к различным видам театра (настольный театр, перчаточный, театр кукол «би-ба-бо», игра-драматизация, музыкальная сазка).

3. Развить память, внимание, воображение, готовность к творчеству.

Технология работы с детьми по развитию выразительности речи включает создание атмосферы взаимного доверия между детьми и взрослыми, понимания, сочувствия. Требуется безусловное принятие ребёнка такого, какой он есть, выборочное игнорирование негативных поступков, переключения внимания на позитивное общение и деятельность. Занятия театрального кружка являются интегрированными, так как в нём присутствуют разные виды деятельности: развитие речи и ознакомление с окружающей действительностью, экология и музыка, пение и танцы, игра на музыкальных инструментах и различные кукольные театры, изобразительная деятельность и ручной труд. Чтобы такое разнообразие не утомляло ребят, в занятие вводим 2-4 их вида и связываем его ход единым сюжетом. Например, «Путешествие листочка», «В театральной мастерской», «Волшебная палочка».

В средней группе, например, используется ритуал приветствия, задача которого – снять напряжение, чувство неопределённости по поводу встречи, настроить на контакт, на общение. Для этого мы садимся в круг или стоим. Педагог протягивает свою руку ладонью вверх навстречу детям и называет, как его зовут. В ответ дети кладут свои ладошки на руку взрослого и по очереди называют свои имена. Это обращение к каждому ребёнку «глаза в глаза» и через прикосновение помогают ощутить эмоциональное состояние каждого ребёнка, готовность, желание общаться.

Для старших детей начало занятия и его окончание происходит на сцене. Сначала мы приветствуем друг друга и зрителей (если они есть, что весьма желательно), и говорим о том, чем будем сегодня заниматься. В конце занятия дети выстраиваются на поклон, тем самым как бы обрамляя всю театрализованную игру. В ходе занятия дети выполняют две основные роли – артисты и зрители, закрепляя тем самым некоторые нормы поведения и качества: выдержку, уважение к друзьям и общему делу, умение спокойно высказываться, аргументировать свою точку зрения, следить за ходом театрализованного действа.

Для тренировки лицевой мускулатуры используются этюды с одним компонентом выразительности: «Удивлённый клоун», «Сердитый дедушка», «Солёный чай», «Вкусная конфетка», «Больная кукла». Эти этюды рекомендуются детям, имеющим затруднения в выражении эмоций, в различении выражений лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмыслить сцепление определённых движений мускулов лица с определёнными переживаниями. Одновременно мы учимся называть свои чувства и понимать такие, например слова как: интерес, грусть, удивление, радость, горе, и т.д. 

Затем задания усложняются, и мы проигрываем этюды с пантомимикой, то есть к мимике прибавляются выразительные жесты и позы. Особенно дети любят творческие игры-загадки: «Кто это?», «Что я делаю?».

Старшие дети могут изображать различные настроения с использованием игры «Какой сейчас я?» (грустный, жадный, весёлый, больной, строгий, сердитый, ласковый и т.д.). В дальнейшем к мимике и пантомимике примыкает интонационно-выразительная речь, которая завершает образный портрет любого персонажа.

Обучение детей речевой выразительности происходит с использованием знакомых и любимых сказок. Например, предлагаем детям «попроситься» в теремок, как просилась Лягушка или Медведь (русская народная сказка «Теремок») Затем предлагаем одному ребёнку озвучить диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, его привычки, голос легко узнавались всеми.

В старших группах используем для обучения выразительной речи следующие упражнения: произнести с разной интонацией; (вежливо, просящее, небрежно, требовательно и т.д.) самые обыкновенные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и т.д. Особое внимание детей нужно обращать на связь между настроением, и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, тембром, интонационными и логическими ударениями). В решении этой задачи хорошим помощником является музыка с её выразительными средствами (интонацией, тембром, силой звука, ритмом, темпом и т.д.). Она несёт в себе глубокие и сильные переживания различных эмоциональных состояний, доступна и понятна человеку любого возраста. Поэтому так важно как можно чаще использовать её на занятиях детей всех возрастных групп. Это музыка композиторов П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Э. Сен-Санса и других. Из «Детского альбома» П.И. Чайковского мы слушаем пьесы разного характера и в процессе беседы стараемся вычленять наиболее яркие и основные средства музыкальной выразительности, использованные композитором. Слушая пьесу Чайковского «Болезнь куклы», с её печальными, плачущими интонациями, всхлипами, вздохами, волнением, предлагаем поиграть с куклой, отражая соответствующую ситуацию. По окончании пьесы, просим детей найти слова, выражающие состояние души больного и ухаживающего за больным человека (печальное, горькое, плачущее, жалкое, жалеющее, переживание за куклу, ласковое). И для контраста всегда даём послушать пьесу искристо-радостную «Новая кукла» также из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Таким, образом, использование театрализованной деятельности в детском саду позволяет научить ребенка красиво говорить, приятно общаться друг с другом и со взрослыми, открывает для детей новое и интересное в искусстве (музыке, поэзии, живописи) и театре.