Педагогические науки/ 4.Стратегические направления реформирования системы образования.

Д.ф.-м.н. Решетняк С.А.

Национальный технический университет Украины

«Киевский политехнический институт», Украина

Проблемы подготовки школьников к обучению в высших учебных заведениях

 

В течение последних десяти-пятнадцати лет существенно возрос объем материала, который предлагается школьникам для обязательного изучения в рамках среднего образования. Причем, сохраняется тенденция и на дальнейшее его увеличение практически по каждому из предметов, изучаемому в средних общеобразовательных школах.

Казалось бы, нет ничего плохого в том, что база знаний школьников расширяется с каждым годом, давая возможность оперировать большим количеством информации. Однако обратной стороной медали является то, что за все возрастающим объемом перерабатываемой информации не всегда успевает соответствующими темпами развиваться логическое мышление  школьников, поскольку львиная доля их усилий направлена на переработку и запоминание все новых и новых информативных данных.

Но это еще не самый неприятный побочный эффект. В конце концов, развитие памяти и способность оперировать информацией являются абсолютно необходимыми факторами развития учеников и также требуют к себе внимания. Однако при таком подходе есть более серьезные опасения в вопросе развития творческого потенциала личности. Ведь школьное обучение построено главным образом на строгих постулатах и четких программах обучения, в которые не совсем вписывается развитие неординарного мышления. Конечно, существуют дисциплины, направленные именно на развитие творческих способностей, например, музыка, рисование, трудовое обучение, но, опять таки, обучение происходит в рамках четко обозначенных границ учебных программ, и, кроме того, этим предметам отводится в школьном обучении не так много времени. Следует отметить, что в настоящее время развитие неординарного творческого потенциала школьников возможно только за счет энтузиазма отдельных учителей, которые  организовывают те или иные мероприятия в свободное от учебной нагрузки время, вкладывая в них не только время, но и часть своей души. Как правило, такая работа абсолютно не стимулируется руководством  школ или в лучшем случае поддерживается и одобряется постфактум, но держится исключительно на личности конкретного учителя-энтузиаста. В редких учебных заведениях можно отыскать стратегический план развития индивидуальных творческих способностей учеников и неформальное воплощение его в жизнь.

Еще одним сдерживающим фактором этого процесса является уже упомянутая загруженность самих учеников усвоением огромного количества  информации в процессе обучения, что во многих случаях практически не оставляет им ни свободного времени, ни творческого энтузиазма заниматься еще чем-то интересным. На мой взгляд, одним из основных факторов в этом вопросе является недостаточная координация в работе департаментов Министерства образования и науки, молодежи и спорта, ответственных за наполнение отдельных дисциплин. Очевидно, эксперты, работающие над содержанием отдельных предметов, заботятся об их целостности и содержательности, и, как правило, наращивают объем информации соответствующих дисциплин, не обращая внимания на параллельную работу своих коллег над содержанием других дисциплин. А те, в свою очередь, также со всей ответственностью и скрупулезностью вкладывают максимально возможный объем информации в наполнение «своих» предметов. В результате, это и выливается в дефицит времени школьников, которое они могли бы потратить на творческие занятия.

Еще одним побочным эффектом в данном вопросе является неспособность определенной (и весьма не малой) части учеников вообще справиться с таким объемом материала, что просто сводит на нет их интерес к учебе, и мы получаем целую армию молодых людей, легко откликающихся на более привлекательные с их точки зрения зазывания социально проблемной среды своих сверстников.

В качестве еще одного фактора, похищающего время учеников, можно назвать  достаточно серьезный объем материала, который дается школьником в качестве самостоятельной работы. Казалось бы, именно эта часть работы и должна формировать творческие навыки, но снова мы сталкиваемся с проблемой времени, необходимого на выполнение этой работы. А совершенно очевидно, что труд, требующий поспешности, редко оказывается творческим. Отдельным  вопросом является использование компьютерной техники для выполнение самостоятельной работы. Зачастую, требования к выполнению подобной работы являются несоизмеримо завышенными по отношению к тем навыкам, которые даются в школе, и фактически львиная доля обучения этим навыкам ложится на плечи родителей, которые, во-первых,  не всегда имеют возможность уделить достаточно  времени такой работе со своими детьми, во-вторых, не всегда обладают достаточной квалификацией, и, в-третьих, зачастую просто не в состоянии обеспечить ребенка компьютерной техникой. Поэтому возникает вопрос об этичности требований учителей школы к выполнению школьниками такой работы, база для которой не обеспечена самой школой.  

В результате вышеизложенных проблем абитуриенты ВУЗов оказываются слабо подготовленными не только к самостоятельной творческой работе, которая является основной составляющей высшего образования, но и просто не имеют понятия о возможных путях развития своих творческих способностей, которые помогли бы им стать полноценными членами общества, личностями, не скованными общепринятыми (и не всегда обоснованными) рамками, людьми, выбирающими не традиционные, а оптимальные пути решения проблем. В конце концов, уровень развития общества определяется именно способностью его представителей к росту над собой и совершенствованию окружающей действительности.